Воскресенье, 19.05.2024, 03:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2014 » Январь » 11 » Развитие детей :: Умственная отсталость относится к категории
03:33
Развитие детей :: Умственная отсталость относится к категории

В первую очередь поясним, что такое умственная отсталость. Считается, что ребенок отстает в умственном развитии, если к восемнадцати годам он действует значительно медленнее, чем его сверстники, в двух и более областях из данного перечня: интеллектуальные способности, языковые навыки, способность заботиться о себе, навыки общения, способность планировать что-то на будущее, выполнять школьные задания, интерес к развлечениям и способность к профессионально-техническим навыкам.

Специалисты привыкли разделять умственно отсталых детей на детей с незначительной, умеренной, серьезной и глубокой умственной отсталостью в зависимости от степени дефекта. Но зачастую невозможно отнести к какой-то из категорий ребенка, который, например, способен хорошо действовать (в разумных пределах) в одной обстановке, скажем, в специализированной группе, а в другой абсолютно теряется, например, в хаотичной и беспорядочной обстановке. В настоящее время вместо того, чтобы судить о ребенке с умственной отсталостью по его умениям, многие специалисты предлагают применять категории в соответствии с видом и степенью дополнительных услуг, которые необходимы для того, чтобы ребенок достиг наибольшего успеха. Одним детям, например, требуются лишь периодические Дополнительные услуги, другим — некоторая дополнительная помощь, третьим постоянно требуется существенная помощь, а четвертые полостью зависят от помощи других людей во всех аспектах их жизни.

Мы не пользуемся термином «умственная отсталость», пока ребёнок не достигнет определенного уровня развития, когда можно будет явно заметить значительное отставание его действий от способности среднего ребенка. Вместо этого в отношении детей до шести лет мы говорим о «задержке в развитии». Этот термин подразумевает, что этот ребенок ниже среднего уровня, но пока неясно, как он будет развиваться в последующие годы, особенно с дополнительными образовательными услугами. Поскольку маленькие дети часто демонстрируют неожиданные успехи в своем развитии, то существует некая «серая зона», где никто не в состоянии предугадать, превратите ли задержка в развитии в умственную отсталость или в нормальное функционирование. Если вашему ребенку поставлен диагноз «Задержка в развитии», помните, что основной вопрос заключается только в том, как ваш ребенок действует сейчас, но и в том, чего он достигнет в последующие пять лет.

Причины умственной отсталости. Случаи действительной умственной отсталости можно приблизительно разделить на три группы: органическая, познавательная (связанная с окружающим миром) и идиопатическая, или неясного происхождения. Органическая умственная отсталость имеет место при ненормальном развитии головного мозга, которое могло произойти в результате или неправильного формирования плода в матке (например, из-за генетического дефекта), или физического повреждения мозга (например, инфекция мозга или заражение окружающей среды).

Многие случаи незначительной умственной отсталости относятся к познавательной категории в том смысле, что ребёнку не хватило интеллектуальной стимуляции для нормального развития или он столкнулся с другими психологическими проблемами. Такой тип умственной отсталости в значительной степени корректируется специальными образовательными программами для маленьких детей. К сожалению, только один из четырех детей попадает в списки занимающихся по таким программам. Это происходит потому, что они проводятся в недостаточном объеме.

Разумеется, различие между органической и познавательной умственной отсталостью не всегда четко выражено: многие дети подпадают под обе категории. Возможно, ни органическое повреждение, ни отсутствие стимуляции со стороны окружающего мира, взятые в отдельности, не стали бы причиной умственной отсталости, но их совокупность перевесила чашу весов.

Идиопатическая умственная отсталость означает, что причина отсталости не может быть определена при нынешнем уровне медицинских и научных знаний.

Признание позволяет ребенку с замедленным развитием максимально использовать свои способности. Изредка с умственно отсталыми детьми возникают проблемы воспитательного характера, причиной их обычно является не низкий уровень умственного развития ребенка, а неправильное обращение с ним. Если родители считают своего ребенка странным и стыдятся его, они вряд ли будут проявлять свою любовь в такой степени, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности. Если родители ошибочно считают себя виновными в его болезни, они могут настаивать на проведении все возможных методов лечения, не отказываясь даже от тех, которые лишь расстраивают ребенка, не принося ему пользы. Если родители поспешно делают вывод, что положение ребенка безнадежно и он не станет «нормальным», они могут перестать покупать ему игрушки, знакомить с другими детьми, не дадут ему соответствующего образования, что необходимо всем детям для максимального развития их способностей. Но опаснее всего, когда родители пытаются не замечать признаков умственной отсталости ребенка и стараются доказать себе и остальным, что он не глупее других людей. Они будут постоянно понукать ребенка, пытаясь научить его манерам поведения и навыкам, к которым он еще не готов, определяя его в класс, в котором он не в состоянии заниматься, и натаскивая в учебе дома. Постоянное давление и напряжение делает ребёнка капризным и раздражительным, а частые неудачи лишают его уверенности в себе.

Отстающий в умственном развитии ребенок, родители которого подучили только среднее образование и живут счастливо, довольствуясь средним достатком, часто достигает лучших результатов, чем ребенок, родившийся в семье высокообразованных или очень честолюбивых людей. Последние могут придавать слишком большое значение хорошим оценкам в школе, поступлению в институт и выбору профессии. Существует множество полезных и уважаемых видов деятельности, которые могут выполняться детьми с интеллектом ниже среднего уровня. Каждый человек имеет право вырасти достаточно хорошо приспособленным и достаточно хорошо обученным, чтобы быть в состоянии выполнить лучшую из тех работ, с которыми он может справиться в соответствии с уровнем своего умственного развития.

Умственно отсталому ребенку нужно позволить развиваться со скоростью, заложенной в нем природой, и вести себя соответственно уровню своего умственного развития, а не возраста. Возможности копать, лазить, строить и фантазировать нужны ему тогда, когда он готов к ним. Ему нужны игрушки, которые ему нравятся, возможность играть с теми детьми, с которыми ему хочется и с которыми он чувствует себя на равных, даже если они моложе его на год или больше. Когда он идет в школу, его нужно отдать в тот класс, где он будет чувствовать себя на своем месте и чего-то достигнет.

Развитие ребенка может быть замедлено пессимистическим отношением к нему родителей и учителей. Точная оценка уровня образования и индивидуальная программа обучения могут настолько ускорить умственное развитие ребенка, что он частично преодолеет свое отставание. Как и любому ребенку, ему необходимо, чтобы его Искренне любили и ценили за его привлекательные стороны.

Те, кто наблюдал за группами умственно отсталых детей, знают, насколько они естественны, дружелюбны и привлекательны, особенно те, кого в семье принимают такими, какие они есть. И когда они заняты игрой или учебой, которая соответствует их уровню развития, у них появляется такое же нетерпение и интерес, как у средних одаренных детей. Другими словами, «тупой» вид возникает скорее из-за того, что дети чувствуют себя не на своем месте, а не из-за низкого интеллекта. У большинства из нас был бы глупый вид, если бы мы сидели на лекции по теории относительности.

Забота об умственно отсталом ребенке дома. Ребенок незначительным или средним отставанием в умственном развитии чаще всего воспитывается в семье. Именно там он, как и любой обычный ребенок, приобретает чувство безопасности. Если есть возможность, то неплохо отдать его в детский сад, где воспитатели сами определят, в какой группе детей ему находиться: своего возраста или младше.

Когда родители убеждаются, что их ребенок отстает в умственном развитии, они обычно спрашивают у врача или социального психолога, какие специальные игрушки и учебные материалы нужно купить ребенку и чему его следует учить дома. Многие из них склонны считать, что отстающий в умственном развитии ребенок не такой, как все дети. Действительно, интересы и способности умственно отсталого ребенка соответствуют не его возрасту, а уровню его умственного развития. Он захочет играть с детьми более младшего возраста и игрушками, соответствующими возрасту этих детей. Он вряд ли начнет завязывать шнурки на ботинках и запоминать буквы в 5—6 лет. У него могут быть трудности в понимании того, что он видит или слышит.

Родители обычных детей не выясняют у врача или в книгах, какие интересы у их детей. В основном они просто видят ребенка, когда он играет со своими игрушками или игрушками друзей, и чувствуют, что может ему понравиться. Они наблюдают, чему ребенок пытается научиться, и тактично помогают ему.

Точно так же надо поступать и с умственно отсталым ребенком. Вы наблюдаете за ним и видите, что ему нравится. Покупайте ему игрушки для игры дома и на улице, которые, по вашему мнению, будут полезны. Вы помогаете ему найти друзей, с которыми он будет весело проводить время по возможности каждый день. Вы учите его делать то, что он пытается освоить.

Крайне важно определить ребенка в подходящую школу. При подозрении на задержку в умственном развитии ребенка разумнее всего обратиться к психиатру (частным образом, через психоневрологическую клинику или через школу), чтобы получить заключение и рекомендации психолога или детского психиатра. Нельзя допустить, чтобы ребёнок попал в класс, учебная программа в котором опережает его развитие. Каждый день, прожитый ребенком с сознанием, что он не может быть наравне с остальными, будет понемногу разрушать его уверенность в себе, а перевод в младший клас за неуспеваемость нанесет ему сильную психическую травму. Если отставание ребенка незначительно, а школьная программа требует от каждого ученика отдачи лишь в меру его способностей, то он вполне может заниматься в одном классе с детьми своего возраста. В противном случае ребенка следует определить в специальный класс.

Ребёнок с серьезным отставанием в развитии. Если ребенок полутора—двух лет ещё не может сидеть и проявляет слабый интерес к окружающим людям и предметам, то такой случай представляет более серьёзную проблему. За таким ребенком придется довольно долго ухаживать, как за младенцем. Решение зависит от степени отсталости ребёнка, его темперамента, от его влияния на других детей в семье, от его способности позже находить приятелей для игр и занятий, которые добавляли бы ему удовольствие. Вы должны узнать, есть ли в ближайшей школе специализированный класс, куда можно определить ребенка, и устраивает ли этот класс его самого. Но в первую очередь все зависит от того, находят ли родители удовольствие в уходе за ребенком, или, напротив, это их обременяет. На некоторые из этих вопросов можно получить ответы лишь через несколько лет.

Некоторые родители могут легко справляться с больным ребёком. Родители могут так организовать уход за ребенком, что это не кажется им изнурительным занятием. Они в состоянии радоваться милым чертам его характера, не унывают от доставляемых им забот и не уходят с головой в свои проблемы. Другие дети в семье перенимают такое отношение от родителей. Проявление симпатии и любви со стороны остальных членов семьи чрезвычайно благотворно сказывается на таком ребенке и создает предпосылки для удачного начала его самостоятельной жизни. Наиболее благоприятным исходом для него было бы жить в родительском доме как можно дольше.

Некоторые родители, в такой же мере преданные своему ребенку, со временем начинают понимать, что уход за таким ребенком с его специфическими запросами вызывает в них постепенно нарастающую нервозность и раздражение. В результате портятся их взаимоотношения и отношения с другими детьми. Большую помощь таким родителям может оказать врач, специализирующийся в этой области. Как правило, он работает в составе группы, в которую помимо него входят социальный работник и детский психолог или психиатр. Их вмешательство обычно приводит или к выработке у родителей более приемлемого отношения к ребенку, или к иному удовлетворительному решению, например к устройству ребенка на постоянное прожитие в другое место, предпочтительно в небольшую группу или другую семью, которая возьмет его на воспитание.

Наконец, есть и такие родители, которые чувствуют в себе силы без остатка окунуться в заботы о малыше, страдающем серьезным недугом, без излишней нервозности и даже получая удовольствие от собственного самопожертвования. Однако, как легко может заметить сторонний наблюдатель, их чувство долга по отношению к ребенку настолько сильно выражено, что они нередко забывают думать о супруге, о других детях и даже о собственных повседневных делах. В перспективе это не сулит ничего хорошего ни самому ребенку, ни семье в целом. Таким родителям нужно помочь обрести чувство соразмерности и хотя бы частично снять с себя бремя забот.

Когда родители понимают свою неспособность справиться с проблемами, связанными с уходом за больным ребенком, им следует проконсультироваться в службе социальной помощи семье, которая специализируется на обеспечении ухода за детьми с задержкой в развитии. Временами такое обсуждение проблемы может оказать родителям необходимую практическую помощь и эмоциональную поддержку. Иногда родителям рекомендуют найти для ухода за малышом подходящую семью или дом, где присматривают за небольшой группой таких детей. В последние годы появилась тенденция по возможности избегать устройства детей в крупные учреждения.

Синдром Дауна (трисомия 21). Это специфический вид генетической органической умственной отсталости, сопровождающийся нарушением физического развития (Даун — имя врача, который впер, вые изложил и развил основные представления об этом заболевании).

Есть и другие отличительные черты. Физическое развитие ребенка замедлено, поэтому он не достигает нормального роста. В большинстве случаев умственные способности развиваются чрезвычайно медленно, хотя у некоторых больных их уровень оказывается довольно высоким. В основном такие дети отличаются покладистым, дружелюбным характером.

Термин «трисомия 21» относится к вызывающей эту болезнь лишней 21-й хромосоме, присутствующей в клетках зародыша с самого начала его развития. Иногда существует риск повторения этого заболевания и в последующих случаях беременности. Иногда болезнь возникает случайно, хотя вероятность ее возникновения повышается к концу детородного возраста женщины. Хромосомное обследование утробного плода и родителей позволяет оценить ситуацию и степень риска для последующих случаев беременности. На ранней стадии беременности путем пункции околоплодных вод или анализа на исследование плаценты можно установить наличие трисомии 21. Такие обследования предлагаются беременным женщинам старше 35 лет, когда риск рождения ребенка с синдромом Дауна повышается. Затем мать может решить, хочет ли она прервать беременность.

Как и в других случаях умственной отсталости, выбор оптимального решения зависит от процесса развития ребенка, наличия специальных классов и приятелей для игр, от того, насколько трудно или, напротив, легко будет даваться родителям совмещение такой специфической pаботы, как уход за больным ребенком, с прочими занятиями. Бывает, за детьми с синдромом Дауна их родители и другие дети ухаживают с удовольствием, без особого напряжения. В других случаях по мере взросления ребёнка оказывается, что ему и его семье было бы лучше, если бы он воспитывался в другом месте, предпочтительно в небольшом семе ном доме. Принятию наилучшего решения способствуют продолжительные консультации родителей со специалистами.



Источник: www.ymbaby.ru
Просмотров: 1665 | Добавил: wallibley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0