Воскресенье, 12.05.2024, 18:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Декабрь » 30 » Конспект лекций Содержание Введение Лекция Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и
15:55
Конспект лекций Содержание Введение Лекция Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и
Основы олигофренопедагогики
Конспект лекций

Содержание

Введение

Лекция 1. Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения

1.1. Основные тенденции в понимании сущности умственной отсталости

1.2. Клиника и этиология умственной отсталости

1.3. Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проблему изучения и организации помощи умственно отсталым детям.
Лекция 2.Олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников
2.1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики – воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация.

2.2. Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей.

2.3. Связь олигофренопедагогики с современными науками (специальная психология, социальная психология, психиатрия, право).

2.4. Современные исследования в олигофренопедагогике.

2.5. Принципы построения системы помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ.

2.6. Учреждения системы здравоохранения, социальной защиты

Лекция 3. Классификация умственной отсталости
3.1. Лёгкая степень умственной отсталости (дебильность)

3.2. Средняя степень умственной отсталости (имбецильность)

3.3. Тяжёлая степень умственной отсталости (идиотия)

3.4. Сравнительные психолого-педагогические характеристики разной степени умственной отсталости

3.5.Клинико-патогенетическая классификация олигофрении М.С. Певзнер

3.6. Ранняя диагностика олигофрении

3.7. Дети с приобретённым слабоумием

3.8. Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний

Лекция 5. Ведущая роль обучения в развитии учащихся
5.1.Ведущая роль обучения в развитии учащихся

5.2.Интегрированное обучение. Понятие интеграция. Основные виды интеграции. Понятие «инклюзивная школа»
Лекция 6. Учреждения системы образования для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Основные категории дидактики
6.1. Принципы построения системы помощи детям с нарушениями интеллекта в РФ.

6.2. Учреждения системы образования для детей с интеллектуальной недостаточностью
Лекция 7. Принципы и методы обучения во вспомогательной школе
7.1. Классификация и характеристика принципов обучения

7.2. Классификация и характеристика методов обучения
Лекция 8. Общее содержание образования
8.1. Объём содержания образования

    1. Структурные компоненты содержания образования во вспомогательной школе

8.3. Учебный план, учебные программы, учебники.

8.4. Учебные предметы вспомогательной школы

Лекция 9. Урок во вспомогательной школе
9.1. Основные компоненты целостного педагогического процесса – цель, задачи, принципы, содержание, методы и формы организации обучения, воспитания и коррекции.

9.2. Урок во вспомогательной школе
Лекция 10. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся специальной

коррекционной школы VIII вида
10.1. Многофакторность системы воспитания умственно отсталых школьников

10.2. Принципы воспитания учащихся специальной коррекционной школы VIII вида
Список тем рефератов

Список рекомендуемой литературы

Введение
Дисциплина «Основы олигофренопедагогики» - одна из основополагающих дисциплин для специалистов в области специальной педагогики и психологии, входит в состав федерального компонента специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и служит для обучения студентов квалификации учитель-логопед.

Программа дисциплины ориентирована на базовые знания, приобретенные студентами по всем дисциплинам предметной подготовки учебного плана.

Дисциплина опирается на теоретические знания и практические навыки, сформированные при изучении таких курсов, как «Специальная педагогика», «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Логопедия», «Основы нейропсихологии».

Гуманистические тенденции в специальном образовании определяют важность развития личности ребёнка и его социальной реабилитации в современном мире. Знания в области олигофренопедагогики помогают студентам существенно повышать свой профессиональный уровень, достигая намеченных целей в области развития личности ребёнка с нарушениями, её актуализации и поддержке.

Непосредственный контакт в работе с детьми с нарушениями в развитии, их родителями и семьями определяет актуальность знаний психотерапевтических подходов в педагогической практике учителя-логопеда.
Цель дисциплины состоит в том, чтобы раскрыть студентам научно-методические основы построения процесса обучения и воспитания учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с особыми образовательными потребностями;

сформировать у студентов теоретические знания и практические навыки дифференциации интеллектуальной недостаточности от сходных состояний, обусловленных тяжёлой речевой патологией в целях наиболее точной диагностики, имеющей значение для дальнейшей практической деятельности учителей-логопедов;

создать основы для последующего овладения студентами технологии обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.

научить студентов са­мостоятельно, профессионально вести планирование производства и бизнеса на уровне предприятия городского хозяйства.

В связи с поставленной целью необходимо решение следую­щих задач:

- оценка роли и значения олигофренопедагогики как науки в системе специальной педагогики, обучения детей с интеллектуальной недостаточностью;

- формирование у студентов представлений об особенностях развития детей с нарушением интеллекта, о существующей системе педагогической помощи данной категории детей, об организации и содержании коррекционно-воспитательной работы в специальных учреждениях и семье;

- обеспечение ориентировки в актуальных проблемах олигофренопедагогики, готовности к системному анализу современного состояния, приоритетных направлений развития теории и практики олигофренопедагогики как науки;

- вооружение будущих учителей-логопедов методами и приёмами, используемыми в учебно-воспитательной работе с контингентом детей, имеющих интеллектуальное недоразвитие и тяжёлую речевую патологию как фактор, влияющий на интеллектуальное развитие;

- обучение методам и приёмам работы со специальной литературой.

- формирование у студентов навыков анализа передового педагогического опыта;
В результате изучения данного курса студент должен приоб­рести:

  • прочные теоретические знания по данному курсу;

  • твердые навыки для решения практических задач;

Курс «Основы олигофренопедагогики» предусматривает проведение лекционных и самостоятельных занятий.

В лекциях излагается содержание тем программы с учетом требований, установленных для специалиста в квалификационной характеристике.

В качестве промежуточного контроля используются опрос, тесты, самостоятельные работы, рефераты. Окончательным контролем явля­ются зачет, предусмотренный учебным планом


Лекция 1. Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения
1.1. Основные тенденции в понимании сущности умственной отсталости

1.2. Клиника и этиология умственной отсталости

^ 1.3. Социально-педагогические и социальные факторы, влияющие на проблему изучения и организации помощи умственно отсталым детям

В дефектологии термином «умственная отсталость» обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребёнка, возникающее на основе органического поражения центральной нервной системы.
Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы; это такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера.
Современные исследования показали, что у умственно отсталых детей имеются физиологические нарушения психической деятельности ребёнка:

  • довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности,

  • нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения,

  • нарушения взаимодействия сигнальных систем.


Под понятием умственная отсталость объединены разнообразные формы патологии, проявляющиеся в недоразвитии познавательной сферы. Существуют сотни таких патологических состояний и заболеваний и соответственно сотни разных форм умственной отсталости. Так что диагноз умственная отсталость, общее психическое недоразвитие представляет собой групповой диагноз для данной группы аномалий развития. Разные формы умственной отсталости различаются по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, могут различаться по времени возникновения и по особенностям течения. Общий объединяющий всех их признак – недоразвитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности ребёнка в целом.

Несмотря на сходство словосочетаний «отставание в умственном развитии» и «умственная отсталость», это далеко не одно и то же. Первое может быть характерно для детей с поражением или недоразвитием периферического отдела какого-либо анализатора. Но поскольку органического поражения головного мозга у таких детей нет, можно с полной уверенностью отрицать у них умственную отсталость.

Понятие «умственная отсталость» также не тождественно понятию «олигофрения». Ребёнок может страдать тяжёлым заболеванием нервной системы, но не быть умственно отсталым. В других случаях то же заболевание может привести к умственной отсталости. К умственно отсталым детям кроме олигофренов могут быть отнесены дети, страдающие шизофренией, эпилепсией, перенесшие энцефалит, травмы. У многих умственно отсталых детей наблюдается патология эмоционально-волевой сферы, аномалии физического развития. Однако эти особенности не являются всеобщей характеристикой умственно отсталых детей и не могут быть достаточным основанием для заключения об умственной отсталости.

^ Решающим фактором при этом должно служить наличие нарушений высших психических функций.
Умственная отсталость относится к болезням развития – дизонтогениям, может возникнуть только при поражении развивающегося мозга во внутриутробном периоде, при родах, в раннем и младшем возрасте (до трёх лет).

У большинства умственно отсталых детей степень их недоразвития соответствует степени интеллектуального дефекта, т.е. дефект характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития ЦНС.

Чем выраженнее умственная отсталость, тем менее дифференцированы эмоции у детей, нет оттенков переживаний, эмоции неустойчивые, переживания неглубокие и поверхностные. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов являются причиной ряда специфических особенностей личности умственно отсталых, характеризующихся ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивностью интересов, элементарностью потребностей и мотивов, сниженностью активности всей деятельности, трудностью формирования отношений со сверстниками и взрослыми.
Пути изучения проблемы умственной отсталости были чётко сформулированы Г.Е. Сухаревой, которая рассматривает их в трёх аспектах: – биологическом, клиническом, социальном.
^ Биологический аспект предполагает необходимость тесной связи детской психиатрии с биохимией, медицинской генетикой, эмбриологией, т. е. науками, достижения которых способствуют раскрытию патогенеза некоторых форм слабоумия;

^ Клинический аспект предполагает необходимость дальнейшего расчленения олигофрений на отдельные клинические формы;

аспект социально-трудовой адаптации предполагает необходимость разработки для лиц с явлениями умственной отсталости трудовых рекомендаций.
Умственно отсталые дети с самого раннего возраста нуждаются не только в медицинской помощи, но и в специальных условиях и методах воспитания и обучения.
Общая симптоматика умственной отсталости:

  1. снижена сила процессов возбуждения и торможения;

  2. наблюдается патологическая инертность;

  3. неспособность к абстракции и обобщению – конкретность мышления, неумение подобрать средства для решения поставленной задачи, некритичное отношение к конечным и промежуточным периодам деятельности;

  4. нарушение целенаправленной деятельности, обусловленной плохой ориентировкой, неумением преодолевать трудности;

  5. недостаточное понимание словесной инструкции;

  6. неточность ощущений, недостаточная дифференциация восприятия;

  7. грубое нарушение моторики, некоординированность движений;

  8. отсутствие или снижение интереса к окружающим;

  9. игровая деятельность – только на основе предметной деятельности.

Причинами олигофрении могут быть различные факторы экзогенного (внешнего) и эндогенного (внутреннего) характера, вызывающие органические нарушения головного мозга.

  1. Классификация поражений головного мозга по времени возникновения, т.е. по времени поражения ЦНС:

    • пренатальные (до родов); -

    • перинатальные (в период родов),

    • постнатальные (после родов).

Экзогенные формы умственной отсталости

при возникновении в перинатальном периодеперинатальные олигофрении - возникают при родовых травмах, асфиксиях ( стремительные роды – разрыв сосудов с кровоизлиянием, затяжные роды – деформация головки плода, застои крови в сосудах мозга, кислородное голодание);

при возникновении в пренатальном периодевнутриутробное нарушение развития:

  • острые инфекционные вирусные заболевания матери в первом триместре беременности (вирус краснухи, вирус эпидемического паратита (свинки, заболевание матери корью, ветряной оспой);

  • внутриутробные травмы – ушиб живота беременной;

  • хронические инфекции матери (токсоплазмоз, листериоз, сифилис);

  • внутриутробная интоксикация (вызвана медикаментозными препаратами – гормонами, плодоизгоняющими средствами),

  • профессиональные вредности матери (химические или физические),

  • иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорождённого (ГБН).

При возникновении в постнатальном периоде –

  • нейроинфекции (энцефалиты, менингоэнцефалиты);

  • интоксикации,

  • черепно-мозговые травмы.

Экзогенные формы составляют половину всех дефектов развития познавательной сферы, возникающих после рождения ребёнка.


  1. Классификация поражений головного мозга по патогенным факторам:

    • гипоксические (из-за кислородной недостаточности),

    • токсические (нарушения обмена веществ),
      воспалительные (энцефалит и менингит при краснухе, токсоплазмозе);

    • травматические (несчастные случаи, сдавливание мозга во время родов, с кровоизлияниями),

    • хромосомно-генетические (болезнь Дауна, болезнь Феллинга),

    • внутрисекреторно-гормональные,

    • дегенеративные,

    • внутричерепные новообразования (опухоли),

Алкоголизм, наркомания, токсикомания.

    • продукты распада алкоголя и наркотиков (токсины) благодаря общей системе кровообращения матери и плода отравляют развивающийся плод.

    • длительное употребление алкоголя и наркотиков вызывает необратимые патологические изменения в генетическом аппарате родителей и является причиной хромосомных и эндокринных заболеваний ребёнка.


    Современные исследования в области этиологии умственной отсталости свидетельствуют о том, что ведущая роль в происхождении умственной отсталости принадлежит генетическим факторам.

    Мутации могут быть хромосомными и генными.

    ^ При хромосомных формах олигофрении (болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера, Шершевского-Тернера) наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

    Генные мутации могут затрагивать один ген (моногенные мутации) или группу генов слабого действия, контролирующих один и тот же признак (мутантные полигены).

    К этой группе относятся:

    • наследственные болезни обмена веществ, поражающие ЦНС (фенилкетонурия, галактоземия),

    • ряд наследственных болезней соединительной ткани,

    • наследственные дегенеративные заболевания ЦНС,

    • изолированные дефекты формирования мозга (микроцефалия, гидроцефалия),


    Наследственные формы дебильности обусловлены главным образом генными мутациями, доля хромосомных аномалий – 3% всех генетически обусловленных случаев.

    ^ Наследственные формы имбецильности и идиотии примерно одинаково часто обусловлены генными и хромосомными мутациями.
    Клиническая картина дефектов развития познавательной сферы складывается из особенностей имеющихся у детей психопатологических, неврологических и соматических симптомов.

    1. дифференцированные формы умственной отсталости - формы нарушений, при которых отмечаются чётко очерченные специфические соматические проявления, которые позволяют установить нозологический диагноз на основании клинических данных – синдромы и заболевания, распознающиеся по внешнему виду больного (болезнь Дауна, синдром «лица альфа», синдромы Прадера-Вилли); хромосомные формы олигофрении, наследственные болезни обмена веществ, которые устанавливают при помощи лабораторных исследований ( врождённый токсоплазмоз, врождённый сифилис).

    2. недифференцированные формы умственной отсталости – формы нарушений, нозологический диагноз при которых нельзя установить на основании клинических, лабораторных данных (полигенная олигофрения лёгкой степени, лёгкие дефекты развития познавательной сферы, наследующиеся по законам Менделя).


    ^ Определение методов педагогической коррекции и педагогический прогноз зависят:

    1. от особенностей патологии, установления нозологического диагноза с определением возможности лечения;

    2. от индивидуальных особенностей проявления болезни, характера дополнительных неврологических расстройств;

    3. особенностей психики ребёнка и личности в целом.


    Неосложнённые формы умственной отсталости характеризуются отсутствием дополнительных психопатологических расстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей проявляется в нарушении мышления, тугоподвижности, неспособности к отвлечению. Имеется недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Уровень недоразвития речи соответствует степени их интеллектуального дефекта. – отсутствуют локальные речевые расстройства, но имеется ОНР.

    Педагогический прогноз зависит от степени, структуры, дефекта и компенсаторных возможностей ребёнка.

    Осложнённые формы умственной отсталости характеризуются наличием дополнительных психопатологических расстройств, отрицательно влияющих на интеллектуальную деятельность ребёнка и успешность обучения.

    По характеру дополнительных симптомов все осложнённые формы умственной отсталости делятся на 3 группы:

    1. с цереброастеническим или гипертензионным синдромом – страдает главным образом интеллектуальная деятельность;

    2. с эмоционально-волевыми расстройствами – дети с апатико-гиподинамическим синдромом, с глубоким слабоумием, с аутизмом.

    3. с выраженными расстройствами поведения в виде гипердинамического или психопатоподобного синдрома.


    ^ Клинико-психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной коррекционной школы VIII вида.

    Основной контингент учащихся специальной коррекционной школы ^ VIII вида составляют дети с лёгкой степенью умственной отсталости – дебильностью.
    При лёгких формах олигофрении у детей отмечается:

    Физическое состояние заметных изменений не отмечается.

    Признаки физического недоразвития - при тяжёлых поражениях мозга.

    Грубых локальных неврологических симптомов не встречается.

    ^ Двигательные нарушения – в виде нерезко выраженных парезов, изменений мышечного тонуса различного характера. Двигательные нарушения касаются быстроты, точности, ловкости, выразительности движений.

    Наблюдается задержка в формировании речевой функции, дефекты произношения.

    При нарушении анализаторов наблюдаются сужение диапазона восприятия различных раздражений, нечёткость дифференцировок, их вялость, малая активность.

    ^ Нарушения психической деятельности составляют основу дефекта

    Процесс восприятия мира малоактивен.

    Особенности памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, необходимость многократного повторения пройденного.

    Недоразвитие словесно-логического мышления.

    Нарушения волевой сферы – преобладание движений и действий непроизвольного характера.

    Расстройства эмоциональной сферы, в случаях тяжёлого поражения ЦНС чувства однообразны, неустойчивы.

    Расстройства речи – речевая система формируется с задержкой, словарь накапливается медленно, нарушена структура слова, грамматический строй, ослаблен контроль за собственной речью.
    ^ Среди учащихся вспомогательной школы встречаются дети с более редкими формами олигофрении:

      • олигофрения при аномалиях половых хромосом;

      • олигофрения при синдроме Клайнфельтера;

      • олигофрения при полисомии половых хромосом;

      • олигофрения при синдроме Шершевского-Тернера;

      • олигофрения, осложнённая гидроцефалией;

      • олигофрения при врождённом сифилисе;

      • умственная отсталость при фенилкетонурии,

      а также дети с деменцией - стойким снижением познавательной деятельности, критики, памяти, ослабление и огрубление эмоционально-волевой сферы, которое возникает в детском возрасте в результате органических поражений мозга при шизофрении, эпилепсии, воспалительных заболеваниях мозга (менингоэнцефалитах), травмах мозга.

      ^ В отличие от олигофрении нарушения деятельности мозга при деменции наступают после определённого периода нормального развития ребёнка.


      Лекция 2. Олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников
      ^ 2.1. Предмет олигофренопедагогики. Основные категории олигофренопедагогики – воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация.

      2.2. Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей.

      ^ 2.3. Связь олигофренопедагогики с современными науками (специальная психология, социальная психология, психиатрия, право).

      2.4. Современные исследования в олигофренопедагогике.

      Олигофренопедагогика (от греч. оlygos – малый и phren – ум) – это педагогическая наука о воспитании и обучении умственно отсталых детей.

      (Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. – 2-е изд., доп. – М., 1970)

      Предметом олигофренопедагогики является ребёнок с отклонениями в психофизическом развитии.

      В конце XIX в. и в первой четверти XX в. в зарубежной и отечественной литературе использовался термин «слабоумный», который определял количественное состояние интеллекта аномального ребёнка по сравнению с нормально развивающимся сверстниками.

      Под влиянием Л.С. Выготского и его психологической школы возникает термин «умственно отсталый ребёнок», который более полно отвечает взглядам отечественных дефектологов на сущность интеллектуального развития аномального ребёнка.
      С современных позиций олигофренопедагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая ребёнка с различными нарушениями интеллектуального развития, вопросы его воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации.

      Умственная отсталость – это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явивишиеся результатом перенесённых органических повреждений центральной нервной системы.

      Предметом олигофренопедагогики являются дети с умственной отсталостью.

      Необходимость разработки специфических путей реализации общепедагогических принципов обучения и воспитания во вспомогательной школе делает олигофренопедагогику самостоятельной наукой.
      Непременным условием выделения и нормального функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятийного аппарата.

      Олигофренопедагогика руководствуется в разработке теории обучения и воспитания аномального ребёнка общими педагогическими принципами.

      Основными понятиями олигофренопедагогики как науки являются:
      Воспитание – такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности.
      Обучение – это процесс усвоения учащимися определённых сторон общественно-исторического опыта человечества, который осуществляется под руководством специально подготовленного лица (учителя, воспитателя), выполняющего образовательную, воспитательную, развивающую функции в их органическом единстве;

      целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
      Коррекция (лат. сorrectio - исправление) – система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей;

      исправление как отдельных дефектов (например, коррекция зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребёнка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития.
      Компенсация (лат. сompensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма; сложный процесс приспособляемости организма вследствие врождённых или приобретённых аномалий.

      Определяющими в развитии процессов компенсации у человека являются сознательная трудовая деятельность и общественные отношения, в которые он вступает в процессе этой деятельности.

      Процесс компенсации опирается на значительные резервные возможности высшей нервной деятельности.
      Адаптация (от лат. аdapto – приспособляю) – приведение индивидуального и группового поведения аномальных детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
      ^ Становление дефектологической науки в Западной Европе

      В Древней Спарте и Риме люди, имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, уничтожались. В средневековой Европе душевнобольные заканчивали жизнь на кострах инквизиции.

      В начале XIX в. стали различать как два отдельных состояния сумасшествие и умственную неполноценность. ^ Филипп Пинель (1745 – 1826) ввёл понятие идиотия.

      Этьен-Доминик Эскироль (1772-1840) ввёл понятие аменция и деменция для обозначения врождённого или приобретённого слабоумия, для обозначения одной из степеней слабоумия – термин «умственная отсталость», явился одним из основоположников симптоматической классификации слабоумия.

      ^ Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – идея об особых формах обучения и воспитания слабоумных детей.

      Жан Итар (1775-1838) – первая попытка обучения и воспитания глубоко умственно отсталого ребёнка. Было положено начало медико-педагогическому направлению в работе с детьми, страдающими глубокими интеллектуальными аномалиями.

      Эдурад Сеген (1812-1880) основал школу для идиотов, разработал методику их обучения на основе стимуляции функций органов чувств.

      Первые учреждения медико-педагогического типа возникли в середине XIX века в Европе и США,

      С середины XIX века учёных интересует причины психических заболеваний и умственной неполноценности.

      ^ Самюэль Хоуве (1801-1876) и Э Сеген предприняли попытку организовать систематическую помощь людям с психическими отклонениями.

      Эмиль Крепелин (1856-1926) первый объединил все формы слабоумия (1915) в одну группу по общим названием задержка психического развития, ввел термин «олигофрения» для обозначения этой группы врождённых болезненных состояний.

      Французские педагог ^ Жан Филипп и врач Поль Бонкур развивают психолого-педагогическое направление, выделяя контингент учащихся, которые не могут справиться с общеобразовательной программой в обычных школах, т.е. детей с достаточно выраженными формами умственной отсталости.

      Врач ^ Овид Декроли пытается объединить эти два направления и создаёт систему классификации умственной отсталости.

      Альфред Бине (1857-1911), Том Симон разработали психометрический метод (метод тестов), явились основоположниками психометрического направления в изучении интеллектуальной недостаточности.

      ^ Основные направления развития помощи детям с недостатком интеллекта в Западной Европе в конце XIX-начале XX века:

      1. медико-клиническое – основывается на изучении этиологии умственной отсталости;

      2. психологическое – рассматривает картину психической деятельности лиц с интеллектуальными нарушениями;

      3. педагогическое – разрабатывает педагогические принципы, методы и формы коррекции, обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта;

      4. психометрическое – метод количественной оценки уровня развития интеллектуальных способностей.


      В России

      История воспитания и обучения умственно отсталых детей начинается с конца XIX века.

      В Древней Руси слабоумные – «блаженные». С 1682 г. открываются первые учреждения общественного призрения – богадельни – с целью изоляции слабоумных от общества.

      Практические мероприятия по обучению, воспитанию и призрению аномальных детей осуществлялись силами отдельных людей в направлениях:

      1. организация приютов для слабоумных силами благотворительных обществ (Е,К, Грачёва);

      2. открытие частных платных медико-педагогических учреждений и школ для умственно отсталых детей (И.В. Маляревский);

      3. создание вспомогательных классов при обычных школах, затем самостоятельных вспомогательных школ (М,П, Постовская).

      После Великой Октябрьской революции государство заботится об организации помощи аномальным детям, обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии стало составной частью единой государственной системы народного образования.

      Т.А. Власова (1905-1987) – под её руководством коллектив учёных НИИ дефектологии АПН СССР теоретически разработал и реализовал принцип дифференцированного обучения и воспитания детей с различными психофизическими отклонениями, создав новые типы учебных учреждений (8 типов).

      С 20-х годов начинается развитие дефектологической науки как части педагогики, организуются научные учреждения для изучения аномальных детей.

      Принципы обучения и воспитания аномальных детей были сформулированы ведущими педагогами, психологами, врачами: Д.И. Азбукиным, В.М. Бехтеревым, П.П. Блонским, А.Н. Граборовым, В.П. Кащенко, Ф.А. Рау, Н.А. Бернштейном.

      Основная задача специальной школы – полная подготовка её выпускников к самостоятельной жизни и посильному труду.

      В России с конца 20-х годов XX столетия подход к проблеме изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии носит комплексный медико-психолого-педагогический характер.



Источник: moydocs.ru
Просмотров: 4459 | Добавил: wallibley | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0