Четверг, 09.05.2024, 23:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Декабрь » 28 » Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями :: Отличия умственной отсталости от алалии
16:05
Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями :: Отличия умственной отсталости от алалии


Отличие функциональной дислалии от ринолалии. При функциональной дислалии отсутствуют: как врожденные, так и приобретенные аномалии в строении артикуляторного аппарата (расщелина верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба, отсутствие или раздвоение маленького язычка, укорочение мягкого неба и другие аномалии); нарушения неречевого и речевого дыхания; назализация гласных и согласных звуков; нарушения общей моторики; физическая ослабленность детей; выраженные эмоционально-волевые нарушения.
^ Отличие моторной (экепрессивной) алалии от сенсорной алалии. При экспрессивной алалий: сохранно восприятие речи на перцептивном уровне; соответствующее возрасту понимание речи; понимание возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции; хорошее слуховое внимание; отсутствие эхолалии; в некоторых случаях невозможность повторения (дети с импрессивной алалией, как правило, многое повторяют, но не понимают повторенного); стремление к языковой (вербальной и невербальной) коммуникации; использование мимико-жестикуляторной речи, мелодики, звукоподражания, «звуковых жестов» как компенсаторных средств; намного лучше динамика в усвоении языка при его спонтанном и направленном формировании.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от слухонемоты.
При экспрессивной алалии: сохранность слуховой функции; возможность (правда, ограниченная и в целом дефектно-про- являющаяся) спонтанного усвоения языка; наличие даже в тяжелых случаях элементарной звуковой речи (отдельных слов-корнёй, псевдослов, звукоподражаний). У глухого йе вне специального обучения речь не проявляется; сохранна просодия (мелодика, ритм, паузация, ударение), у глухих она нарушена; мимико-жестикуляторная речь обычно сопровождается словами (если они у ребенка имеются) и невербальными вокализациями, чего не наблюдается у глухих.
^ Отличие моторной (экспрессивной) алалии от задержки речевого развития. При экспрессивной алалии: имеется не только задержка темпа нормального усвоения языка, но, прежде всего, патологическое развитие языка — нарушение структур- но-функциональной стороны языка; выражены нарушения в синтаксической, морфологической, лексической и фонематической подсистемах языка, которые не в полной мере соответствуют специфике детской речи на ранних этапах ее развития; дети с задержкой речевого развития нередко спонтанно, вне специального обучения, полноценно овладевают языком, чего обычно не наблюдается у детей с алалией.
^ Отличие моторной (экспрессивной) алалии от фонематической дислалии. При фонематической дислалии основными симптомами являются непостоянные и разнообразные замены, пропуски и перестановки звуков. Они выступают как частичные расстройства языковой системы.
Для алалии характерно расстройство всей системы языка (фонематической, грамматической и лексической подсистем). У части детей с алалией отмечается преимущественное расстройство какой-либо из них. На поздних этапах развития алалии, когда в речи некоторых детей выявляются только фонематические нарушения, а расстройства других подсистем языка могут отсутствовать или же быть невыраженными, возникают трудности в различении фонематической дислалии и алалии. В таких случаях решающее значение для дифференциального диагноза имеет анамнез.
^ Отличие моторной (экепрессивной) алалии от анартрии и дизартрии. У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет им осуществлять артикуляционный акт.
У детей с анартрией и дизартрией нарушение артикуляционного компонента речи составляет суть их патологии. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии и дизартрии — только одна из его подсистем, фонетическая (это не исключает того, что у некоторых из этих детей одновременно может быть и алалия). При алалии расстройства произношения звуков являются следствием нарушения производства фонематических операций — выбора и комбинирования единиц. У детей же с анартрией и дизартрией расстройства произношения звуков вызваны прежде всего нарушениями фонетических (моторных) операций.
^ В последующем сравнении сопоставляются алалия и дизартрия. При алалии многие звуки, подверженные нарушениям (искажениям, заменам, пропускам, повторениям и перестановкам), имеют одновременно правильное произношение; при дизартрии только единичные звуки имеют одновременно правильное произношение. При алалии преобладают разнотипные нарушения произношения звуков (сосуществование его искажения, замены, пропуска и пр.), при стертой дизартрии преобладают однотипные нарушения (либо только искажение, либо замена, либо пропуск и т. д.). При алалии в нарушениях произношения доминируют замены звуков, при стертой дизартрии доминируют искажения. При алалии наблюдаются искажения небольшого количества звуков, при стертой дизартрии преобладают искажения звуков.
При алалии искажаются преимущественно сложные по артикуляции звуки, при стертой дизартрии происходит искажение как сложных, так и простых по артикуляции звуков; при алалии может быть и искаженное, и правильное произношение одних и тех же звуков, при стертой дизартрии для всех искаженных звуков характерно постоянное искажение; при алалии наблюдаются замены артикуляторно сложных и артикуляторно сложных и простых звуков, при стертой дизартрии — замены преимущественно артикуляторно сложных звуков; при алалии преобладают непостоянные и постоянные замены звуков, как правило, разнообразные, при стертой дизартрии — однообразные замены.
При алалии взаимозамены звуков достаточно часты, при стертой дизартрии — сравнительно редки; при алалии преобладают непостоянные пропуски звуков, при стертой дизартрии — постоянные пропуски; при алалии наблюдаются пропуски и артикуляторно сложных, и простых звуков, при стертой дизартрии — преимущественно артикуляторно сложных звуков.
При моторной алалии повторения звуков довольно часты, при стертой дизартрии относительно редки; то же относится к перестановкам.

При алалии произношение звука в составе слогов полностью или относительно сохранно, а в составе слов часто нарушено, при стертой дизартрии — нарушение звука и в слогах, и в словах.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детской моторной афазии. Отличие в анамнезе: действие патологических факторов при алалии наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный (до 3-х лет) периоды, при детской афазии — после 3-х лет. При алалии имеется недоразвитие речи как системы, при детской афазии наблюдается большая избирательность поражения какой-либо подсистемы (лексической, грамматической, фонематической). При алалии необходимо целенаправленное коррекционное развитие речевой функциональной системы, при детской афазии возможно спонтанное восстановление речи. -
При детской афазии ярче выражены симптомы локальных поражений головного мозга.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от органической (механической) дислалии. При алалии неправильно функционируют все языковые подсистемы, при органической дислалии неправильно функционирует прежде всего фонетическая подсистема. При алалии наблюдаются непостоянные и разнообразные замены, пропуски, перестановки и повторения звуков при сохранной, как правило, просодии. Причем эти симптомы у детей с алалией обусловлены не сенсомоторными расстройствами, а расстройствами структурно-функциональной стороны языка, и поэтому могут быть квалифицированы как фонематические (в отличие от сенсомоторных — фонетических). При органической дислалии в основном характерны искажения произношения звуков и нарушения просодики.
Отличие моторной (экспрессивной) алалии от афонии. При алалии имеются невербальные вокализации: мелодика, звукоподражания. При афонии обязательно фониатрическое обследование и лечение.

^ Отличие моторной (экспрессивной) алалии от нарушения развития речи, обусловленного умственной отсталостью. Алалия это форма патологии речевой деятельности, которая возникает в результате избирательного, парциального расстройства психической деятельности, а имен но результат не усвоения в онтогенезе структурно-функциональных закономерностей языка при полной или относительной сохранности у детей неязыковых психических процессов. Нарушения развития речи, обусловленные умственной отсталостью, являются результатом патологии познавательной деятельности.
При алалии лучше понимание речи, особенно при восприятии сложных синтаксических конструкций, выражающих сложные отношения между фактами действительности. При алалии имеется попытка выражать в речи причинно следственные связи доступными детям языковыми средствами. Такие попытки имеются даже у детей с самой тяжелой степенью расстройства языковой системы, если принимать во внимание ситуацию, контекст высказывания и невербальные языковые средства (интонацию, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическую речь). Умственно отсталые либо вовсе не выражают в речи причинно-следственные связи, либо выражают только самые элементарные из них.
При алалии имеются формально-языковые нарушения речи, которые проявляются в аграмматизме (на уровне синтаксиса связного текста и отдельные высказываний, на морфологическом уровне), а также в трудностях поиска слов, выбора фонем и установления порядка их следования. У умственно отсталых речь логически бедная или даже алогичная может быть правильной в формально-языковом, в частности, в грамматическом отношении.
дети с алалией обладают довольно большим запасом так называемых «предметных знаний», но часто не могут актуализировать их в речи. У детей с умственной отсталостью запас этих знаний предельно ограничен, а нарушений их актуализации в речи может и не быть.
У детей с моторной алалией в большинстве случаев сохранно невербальное мышление (классификация, исключение 4-го лишнего, сравнение); степень обучаемости при моторной алалии выше, чем при наличии умственной отсталости.
У детей с моторной алалией имеется критичное отношение к своей речи.
^ Отличие моторной (экспрессивной) алалии от детского аутизма (синдром Каннера). У детей с моторной алалией имеется сохранность постоянных реакций на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют на обращенную речь. У детей с алалией отсутствуют типичные для детей с аутизмом психопатологические симптомы.
дети с алалией обладают экспрессивной речью, и они в большинстве ситуаций активно используют зачатки речи (вербальной и невербальной), а также хорошо развитую у них мимико-жестикуляторную речь. У детей с моторной алалией отсутствуют непосредственные и отставленные во времени эхолалии.
У детей с аутизмом имеется одновременное употребление «лепетных» и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний; своеобразное нарушение просодии (чрезмерное замедление темпа, скандированное и рифмованное произношение).
При моторной алалии имеется стремление к контактам, за исключением случаев речевого негативизма у детей с моторной алалией наблюдается интерес к новому; адекватность эмоций.
У детей с алалией отсутствуют стереотипии в движениях и действиях.

Приложение
^ ПРИМЕРНЫЕ СХЕМЫ АНАЛИЗА ЗАНЯТИЙ
Схема анализа логопедического занятия в речевой
группе детского сада
Тема, логопедические и педагогические цели занятия. Соответствие занятия этапу коррекционной работы и возрасту детей.
Принципы построения занятия.
Разделы занятия.
Направленность каждого раздела на развитие и коррекцию неречевых психических функций и речевой функции.
Использование индивидуального подхода к детям. Наглядно-дидактическое оформление занятия. Проведение занятия в едином игровом сюжете и в соответствии с лексической темой занятия.
Использование на занятии средств логопедической ритмики.
Манера поведения логопеда: владение собой, детским коллективом, отношение к детям и др.
Заключение о коррекционной результативности занятия.
Схема анализа занятия по логопедической ритмике. Тема занятия, ее соответствие лексической теме.
Цели: логоритмические, музыкальные, воспитательные. Соответствие занятия этапу логопедической коррекции, возрасту детей.
Соответствие использованного на занятии речевого материала (распевок, песен, хороводов, стихотворений и др.) речевым возможностям детей.

Принципы построения занятия, разделы. Применяемые на занятии методы (наглядные, словесные, практические) и приемы (наглядно-зрительные, тактильно-мышечные, наглядно-слуховые описания; словесные: пояснения, указания, беседа, вопросы, команды, распоряжения, сигналы, образный сюжетный рассказ и др.).
Направленность каждого раздела занятия на развитие неречевых и речевых функций детей.
Итог занятия; ответы на вопросы по содержанию, рассказ детей о том, чем они занимались, в какие игры играли и т. п., и эмоциональная оценка деятельности детей логопедом или музыкальным руководителем.
Схема анализа занятия воспитателя в речевой группе детского сада
Тема занятия.
Цели: педагогические, коррекционные (логопедизация занятия), воспитательные.
Соответствие этапу логопедической работы, т. е. учет речевых возможностей детей, состояния их неречевых функций, специфических форм речи.
Принципы построения занятия, разделы. Использование на занятии игр и упражнений для развития неречевых функций (слухового и зрительного внимания, разных видов памяти, невербального мышления, психомоторики, мимики и др.).
Использование игр и упражнений для развития просодии речи (продолжительности выдоха, высоты и силы голоса, тонационной выразительности речи, паузации, темпа речи, логического ударения и др.).
Подчинение занятия единому сюжету, обусловленному лексической темой, которой подчинены все разделы занятия (или тема занятия раскрывается с помощью набора различных, не связанных между собой игр и упражнений).
Умение воспитателя реализовать индивидуальный подход к детям.
Заключение о коррекционной направленности занятия.


Литература
1. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи. — СПб., «Сайма», 1993.
2. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей.— СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 1993:
З. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи.— СПб., «Сайма», 1993.
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов пед. институтов. Изд. 2, испр. и дополн. — СПб.:
«Петербург ХХI век», 1998.
5. Ковшиков ВА. О дифференциальной диагностике экспрессивной алалии // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления, — Л.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1984.
6. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., «Просвещение», 1968.



Источник: userdocs.ru
Просмотров: 2524 | Добавил: wallibley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0