Понедельник, 13.05.2024, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Декабрь » 27 » Умственная отсталость при наследственных заболеваниях, сочетающихся с судорожным синдромом :: Умственная отста
05:13
Умственная отсталость при наследственных заболеваниях, сочетающихся с судорожным синдромом :: Умственная отста
умственная отсталость при наследственных болезняхУмственная отсталость при наследственных заболеваниях, сочетающихся с судорожным синдромом



^ Туберояньш склероз был описан в 1862 году и выделен и само­стоятельную форму в 1880 году. Его частота среди умственно отста­лых составляет 0,3%.

Это редкое заболевание обычно начинается в раннем детском возрасте, чаще на первом году жизни. Первыми его признаками мо­гут быть судорожные припадки, которые сочетаются с выражен­ным отставанием в психическом развитии. Заболевание медлен­но прогрессирует, поэтому любой навык развивается с большим опозданием и одновременно начинает распадаться. Психический регресс наиболее выражен при частых судорожных припадках. Типично выраженное недоразвитие речи и интеллекта; нередки нарушения поведения с проявлениями агрессивности, злобности.

К характерным признакам заболевания относятся разнообраз­ные кожные изменения, которые обычно появляются в возрасте от 2 до 6 лет. На щеках имеют место множественные или единич­ные бугорки (аденомы сальных желез), внешне напоминающие юношеские угри; они розового, желтого или красного цвета и рас­полагаются в форме бабочки. Отмечаются и другие кожные изме­нения в виде пигментированных или депигментированных пятен. В поясничной области часто обнаруживается шероховатость кожи («шагреневая кожа»).

У детей наблюдаются изменения на глазном дне в виде туто­вой ягоды и застойных сосков зрительных нервов. Для диагности­ки заболевания важное значение имеет электроэнцефалографическое обследование.

Во всех случаях дети с туберозным склерозом нуждаются в медикаментозном лечении: применяют противосудорожные, успо­каивающие препараты, а также средства, снижающие внутриче­репное давление.

Своеобразное нарушение психомоторного развития наблюдает­ся у детей с болезнью Стерджа—Вебера. Характерным признаком этого заболевания является появление сосудистых опухолей (ан­гиом) на лице, а также в оболочках мозга. Кроме того, у больных наблюдаются глаукома и судороги (см. рис. 6).

Заболевание обычно проявляется с рождения. Сосудистая опу­холь на лице чаще бывает односторонняя, в период новорожденности она бледно-розового цвета, потом постепенно становится бо­лее яркой. Рано возникающие судороги способствуют развитию дви­гательных нарушений. Глаукома образуется на более поздних ста­диях заболевания.

Степень умственной отсталости находится в прямой зависи­мости от частоты судорожных приступов. Интеллектуальный де­фект, как правило, сочетается с выраженными нарушениями эмо­ционально-волевой сферы и поведения. Больные легко возбудимы, злопамятны, импульсивны, мстительны. У них наблюдаются про­грессирующие ухудшения памяти, внимания, умственной работо­способности.

Лечение включает в себя применение противосудорожных и общеукрепляющих средств. Имеются данные о положительном влия­нии рентгенотерапии на детей старшего возраста.



^ ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ



Наряду с тяжелыми заболеваниями нервной системы, обуслав­ливающими отклонения в развитии, у многих детей могут отме­чаться лишь отдельные, нерезко выраженные двигательные нару­шения в сочетании с повышенной возбудимостью, двигательным беспокойством, ухудшением сна, аппетита и т. п. Это дети с так называемой минимальной мозговой дисфункцией.

Все отклонения со стороны нервной системы у них отличаются изменчивостью. На первом году жизни у некоторых наблюдает­ся отставание темпа психомоторного развития. К 2—3 годам четко выявляется речевое недоразвитие.

У многих детей уже в первые годы жизни обнаруживается дви­гательная расторможенность — гиперкинетическое поведение. Они крайне неусидчивы, постоянно находятся в движении, вся их дея­тельность нецеленаправленна, ни одно начатое дело они не могут довести до конца. Появление таких детей всегда вносит беспокой­ство, они бегают, суетятся, ломают игрушки. Кроме того, некото­рые из них отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, драчливостью, агрессивностью, импульсивным поведением. Боль­шинство детей не способно к игровой деятельности, они не умеют ограничивать свои желания, бурно реагируют на все запреты, от­личаются упрямством.

Для многих детей характерна моторная неловкость, у них сла­бо развиты тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Поэтому они с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки.

Таким образом, дети с легкой мозговой дисфункцией — это очень полиморфная группа. Их общим свойством является нали­чие в первые годы жизни так называемых «малых неврологических признаков», которые обычно сочетаются с проявлениями психи­ческого дизонтогенеза как в интеллектуальной, так и в эмоциональ­но-волевой сфере, т. е. у детей с легкой мозговой дисфункцией часто имеет место задержка психического развития (ЗПР).

При ЗПР, в отличие от умственной отсталости, имеет место обратимость интеллектуального дефекта. Особенностью задержан­ного психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть даже более сохранным по сравнению с памятью, вни­манием, умственной работоспособностью и т. п.

Кроме того, в отличие от олигофрении у детей с задержкой пси­хического развития отсутствует инертность психических процес­сов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные умственные навыки в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им ин­теллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.

Для детей с ЗПР характерна низкая познавательная актив­ность.

Особенностью психического развития детей с задержанным раз­витием в дошкольном возрасте является недостаточность у них про­цессов восприятия, внимания, памяти.

Недостаточность восприятия обусловлена несформированностью интегративной деятельности мозга и прежде всего нескольких сен­сорных систем (зрительной, слуховой, осязательной). Известно, что интегративность — взаимодействие различных функциональ­ных систем — является основой психического развития ребенка.

В связи с недостаточностью интегративной деятельности мозга дети с задержкой психического развития затрудняются в узнава­нии непривычно представленных предметов (перевернутые или не­дорисованные изображения, схематичные и контурные рисунки);

им трудно соединить отдельные детали рисунка в единый смысло­вой образ.

Эти специфические нарушения восприятия у детей с задержкой развития определяют ограниченность и фрагментарность их пред­ставлений об окружающем мире.

Недостаточность интегративной деятельности мозга при ЗПР проявляется и в так называемых сенсомоторных нарушениях, что находит свое выражение в рисунках детей. При рисовании по об­разцу геометрических фигур они не могут передать форму и про­порции, неправильно изображают углы, линии и их соединения.

При выполнении задания нарисовать фигуру человека старшие дошкольники допускают много ошибок. На их рисунках заметна диспропорция частей тела, некоторые важные детали изображены примитивно или вовсе отсутствуют.

Таким образом, одной из основных особенностей детей с задерж­кой психического развития является недостаточность образования связей между отдельными перцептивными и двигательными функ­циями. Так, ребенок может затрудняться в оценке идентичности форм предметов, воспринимаемых им с помощью осязания и зре­ния. Он также испытывает затруднения при воспроизведении рит­ма, воспринимаемого на слух, а также графически или моторно.

Одной из характерных особенностей детей с задержкой в раз­витии является отставание в развитии у них пространственных представлений, недостаточная ориентировка в частях собственно­го тела.

Кроме того, в дошкольном возрасте у них нередко наблюдает­ся перекрестная или невыраженная латеральность. По мнению не­которых авторов, среди этих детей отмечается некоторое преоб­ладание леворуких и детей с невыраженной латеральностью.

Характерным признаком детей с задержкой психического раз­вития является недостаточность у них тонкой моторики.

При ЗПР часто наблюдается отставание в развитии речи, а так­же достаточно стойкие фонетико-фонематические нарушения и рас­стройства артикуляции. В артикуляционной моторике имеет мес­то недостаточность тонких и дифференцированных движений. Некоторые дети затрудняются в восприятии на слух сходных по звучанию фонем (галка—палка), в результате чего недостаточ­но понимают обращенную речь.

Характерной особенностью детей с задержкой психического развития является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания. Рассеянность внимания, усиливаю­щаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышен­ной психической истощаемости ребенка.

Кроме того, для многих детей характерен ограниченный объем внимания, его фрагментарность, когда ребенок в определенный момент времени воспринимает лишь отдельные части предъявляе­мой ему информации. Эти нарушения внимания могут задержи­вать процесс формирования понятий.

Одной из частых особенностей нарушений внимания у детей с задержкой психического развития является его недостаточная кон­центрация на существенных признаках. В этих случаях при отсут­ствии соответствующей коррекционной работы может отмечаться недоразвитие мыслительных операций.

Нарушения внимания особенно выражены при двигательной расторможенности, повышенной аффективной возбудимости, т. е. у детей с гиперактивным поведением. При гиперактивном поведении отмечается общее двигательное беспокойство, неусидчивость, не­достаточная целенаправленность, импульсивность. Эти дети раз­дражительны, взрывчаты, проявляют агрессивность и негативизм, у них часто наблюдается ухудшение сна.

При нарушениях внимания особенно четко проявляется одна из характерных особенностей восприятия детей с задержкой пси­хического развития — трудность выделения фигуры из фона.

Для многих детей с задержкой психического развития харак­терна своеобразная структура памяти. Это проявляется иногда в большой продуктивности непроизвольного запоминания. Однако и она всегда ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, что связано с более низкой познавательной активностью этих детей.

Недостаточность произвольной памяти у детей с ЗПР в значи­тельной степени связана со слабостью регуляции произвольной дея­тельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функции самоконтроля. Этими же факторами объяс­няются характерные нарушения поведения у данной категории детей.

Дети с задержкой развития отличаются, как правило, эмоцио­нальной неустойчивостью. Они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны колебания настроения и по­вышенная утомляемость.

Группа детей с задержкой психического развития крайне неод­нородна. У одних из них на первый план выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик и произ­вольной регуляции поведения, нарушения же в интеллектуаль­ной сфере выражены нерезко. Это дети с различными формами инфантилизма. Наиболее отчетливо инфантилизм проявляется к концу дошкольного возраста и в начальной школе. У этих детей задержано формирование личностной готовности к обучению, с трудом формируется чувство долга, ответственности, критичности к своему поведению. Они, как правило, приветливы, общительны, часто повышенно оживлены, крайне внушаемы и подражательны, но эмоции их обычно поверхностны и неустойчивы.

При других формах задержки психического развития преоб­ладает недоразвитие различных сторон познавательной деятель­ности.

Наблюдаются также формы ЗПР, при которых эмоционально-волевая и личностная незрелость сочетается с недостаточностью различных компонентов познавательной деятельности.



^ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ



Под алалией понимается специфическое языковое недоразви­тие, возникающее в результате поражения соответствующих отде­лов коры головного мозга в доречевом периоде.

Недоразвитие речи при моторной алалии всегда имеет систем­ный характер: оно охватывает фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны речи и сочетается с выраженными на­рушениями ее коммуникативной функции. При алалии не развито речевое подражание, вследствие чего нарушена отраженная речь, т. е. затруднено повторение слогов, слов и особенно предложений. Нарушение организации звуковых единиц в линейную последова­тельность проявляется в недостаточности или отсутствии лепета, а в дальнейшем — в своеобразных нарушениях слоговой структу­ры слов и в специфических трудностях при построении предло­жений. На каждом возрастном этапе в зависимости от уровня ре­чевого развития эти нарушения проявляются в разных формах.

При моторной алалии на всех возрастных этапах отмечается выраженное недоразвитие произносительной (экспрессивной) речи при более сохранном ее понимании (импрессивная речь).

Для алалии характерно нарушение ритмической стороны речи: ребенок говорит медленно, с паузами между слогами и словами, слова часто произносит по слогам. Грубо нарушена речевая инто­нация. Дети не улавливают и не воспроизводят с помощью высту­кивания или хлопков ритмический рисунок слова или предложения.

Ребенок не может правильно повторять слышимые им слова, причем характерны различные варианты искажений одних и тех же слов.

Пассивный словарь увеличивается очень медленно, и долгое время он ограничен словами обиходно-бытовой тематики. Дети часто неправильно понимают значения слов.

Моторная алалия тормозит процесс формирования фразовой речи. Дети с большим трудом овладевают грамматическим строем родного языка.

Такое системное недоразвитие речи при алалии не может не отразиться на психическом развитии ребенка.

Психическое развитие детей, страдающих моторной алалией, характеризуется своей неравномерностью. В раннем и дошкольном возрасте эти дети обычно проявляют интерес к игрушкам, играм, хорошо ориентируются в быту, владеют навыками самообслужи­вания, их эмоции достаточно дифференцированы. Вместе с тем уже в дошкольном возрасте отмечается ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, задерживается развитие словесно-логического мышления.

Дети с моторной алалией отличаются неравномерным развити­ем мышления. Практически-действенное и наглядно-образное мыш­ление у них значительно преобладают над абстрактно-логическим. Поэтому чем младше ребенок, тем он больше производит впечат­ление интеллектуально сохранного; его интеллектуальная недоста­точность маскируется тяжестью речевого дефекта. Однако с возрас­том все более выявляется неспособность детей к абстракциям и преобладание конкретно-образного мышления над словесно-логическим. Поэтому у них с трудом формируются понятия о форме и величине предметов, операции сравнения, обобщения по сущест­венным признакам, навыки счета.

Характерны нарушения умственной деятельности в виде замед­ленности мышления, его трудной переключаемости, выраженной истощаемости и пресыщаемости. Кроме того, эти дети отличаются малой психической активностью, слабостью побуждений, повышен­ной тормозимостью, склонностью к негативизму. Они отказывают­ся от выполнения заданий, требующих от них интеллектуально­го напряжения. Частыми являются также нарушения функций активного внимания и памяти, при этом в первую очередь страдает словесная (вербальная) память.

В регуляции произвольной деятельности ведущая роль принад­лежит речи. Поэтому при моторной алалии всегда имеет место нарушение произвольной регуляции психических процессов и ребенок постоянно нуждается в организующей помощи взрос­лого.

^ Судорожный синдром и острая сенсомоторная афазия и алалия (синдром Ландау — Клеффнера). Синдром впервые описан в 1957 году. Он характеризуется сочетанием эпилепсии с острой сенсомоторной афазией или с алалией.

При афазии заболевание возникает остро, без видимой причи­ны и проявляется в утрате возможности понимать обращенную речь и говорить. Судорожные приступы в одних случаях предшест­вуют афазии, в других — возникают через определенный срок пос­ле потери речи. Они могут также проявляться атипично, и их эпи­лептическая структура может быть определена лишь с помощью ЭЭГ. Речевой дефект отличается стойкостью и сочетается со спе­цифическими трудностями обучения, нарушениями поведения и ин­теллектуальной деятельности. Кроме того, у детей часто прояв­ляются двигательная расторможенность, аффективная возбуди­мость, расстройства внимания и речевой негативизм.

При алалии с первых лет жизни выявляется стойкое систем­ное недоразвитие речи, сочетающееся с нарушениями поведения и умственной работоспособности. Речевой дефект сопровождается судорожными приступами, которые характеризуются большим полиморфизмом.

Диагностика синдрома всегда основывается на данных ЭЭГ-обследования.

Ранняя диагностика данного синдрома имеет важное значе­ние для эффективной реабилитации этих детей.

Синдром Ландау — Клеффнера следует отличать от глухоты, ран­него детского аутизма, деменции.



^ СЕНСОРНЫЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ



Недоразвитие органов слуха или зрения лишает ребенка одно­го из важных источников информации, что обуславливает его отста­вание в психическом развитии. Степень выраженности отстава­ния в значительной степени зависит от тяжести и времени возник­новения сенсорных дефектов, а также от начала специальной коррекционной работы.

Основной причиной, обуславливающей отставание в умствен­ном развитии ребенка с аномалиями слуха, является нарушен­ное развитие речи. Характер отставания в развитии речи непосред­ственно зависит от степени снижения слуха и времени возникно­вения слухового дефекта. При отсутствии ранней коррекционной работы недоразвитие речи сочетается с недостаточностью абстракт­но-логического мышления. Это определяет специфику вторичной задержки психического развития этих детей.

Что касается умственного развития детей с нарушениями слу­ха, то среди них есть дети с нормальным интеллектом, с вторич­ной задержкой психического развития и дети с умственной отста­лостью. Такое неравномерное развитие интеллекта обусловлено не только степенью тяжести слухового дефекта и временем на­чала коррекционной работы, но и причинами поражения слуха. При некоторых наследственных формах дефекты слуха могут иметь парциальный характер, т. е. не сочетаться с другими первичны­ми отклонениями в нервно-психической сфере ребенка. В этих слу­чаях при ранней коррекционной работе умственное развитие ре­бенка может быть нормальным. Вместе с тем имеются снндромальные наследственные аномалии слуха, сочетающиеся с дефек­тами зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и други­ми нервно-психическими и соматическими нарушениями. Дефек­ты слуха, возникшие у детей в связи с родовой травмой, гемолитической болезнью новорожденных, менингознцефалитом и други­ми поражениями центральной нервной системы, обычно сочетают­ся с различными неврологическими и психопатологическими синд­ромами, диапазон проявления которых достаточно широк—от нарушений умственной работоспособности различной степени вы­раженности при нормальном интеллекте до умственной отсталости, нередко в сочетании с двигательным и другими расстройствами. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха часто ослож­няется эмоциональными и поведенческими расстройствами, кото­рые формируются как вторичные за счет сенсорной и социальной депривации, возникающей в неадекватных условиях воспитания ре­бенка как в детском учреждении, так и в семье. Кроме того, по­веденческие и эмоциональные нарушения могут быть обусловле­ны и органическим поражением центральной нервной системы.

Особенно неблагоприятное влияние на психическое развитие ребенка оказывают прогрессирующие дефекты слуха.

Степень выраженности отставания в психическом развитии у слепых и слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и вре­мени возникновения нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Особенностями умственного разви­тия слепых и слабовидящих детей являются слабость абстракт­ного мышления, ограниченность знаний и представлений об окру­жающем с преобладанием общих, неконкретных знаний; при доста­точном формальном словарном запасе нередко наблюдается не­точная предметная соотнесенность слов. Дефекты зрения часто тормозят развитие двигательных навыков и умений и определяют малую моторную активность ребенка, общую медлительность. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипно-однообразные движения в виде потряхивания рук перед глазами, похлопывания и др.

Для детей с дефектами зрения характерны также медлитель­ность, малая психическая активность, повышенная истощаемость. Эти нарушения явно выражены у детей с органическими пораже­ниями центральной нервной системы.

Психическое развитие детей, страдающих церебральными па­раличами, имеет типичные особенности. Оно не только замедлено, но и нарушено. Особенно характерна непропорциональность в раз­витии высших психических функций, а также мышления. При неко­торых формах заболевания отмечается несоответствие между удов­летворительным общим уровнем развития абстрактного мышления и недостаточностью пространственных представлений, что в даль­нейшем обуславливает специфические трудности в усвоении ребен­ком счетных операций.

При детском церебральном параличе имеют место нарушения речи, внимания, памяти, умственной работоспособности, а также эмоционально-поведенческие и личностные расстройства. Уровень интеллектуального развития широко варьирует — от нормального интеллекта до различных по структуре и степени выраженности форм олигофрении.

У большинства детей с церебральным параличом имеет место специфическая задержка психического развития.



^ НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ



Ранний детский аутизм (РДА) представляет собой особый ва­риант аномального развития, который чаще всего проявляется в первые 2—3 года жизни ребенка. Основным его признаком являет­ся нарушение контакта ребенка с окружающим миром и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собствен­ных переживаний, отгорожен от внешнего мира. Он замкнут и избе­гает общения с детьми, не смотрит в глаза окружающих, отстра­няется от телесного контакта и ласки близких. Он как бы не заме­чает других людей; предоставленный сам себе, может однообразно потряхивать руками, подпрыгивать на месте или бегать на пальцах по кругу, нашептывать, выкрикивать отдельные слова или звуко­сочетания и т. п.

Для этих детей характерна однообразная, как бы нецеленаправ­ленная двигательная активность, которая проявляется в прыжках, хлопках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз и других. Их двигательное беспо­койство чередуется с периодами заторможенности, застывании в одной позе. Для детей с аутизмом характерны своеобразные страхи.

Несмотря на то что детский аутизм был описан Л. Каннером почти полвека назад (1943), многие аспекты этого заболевания до сих пор остаются невыясненными. В настоящее время РДА изучается во всем мире на основе комплексного междисциплинар­ного подхода с учетом современных достижений нейрофизиологии, психологии, фармакологии, генетики, психиатрии и неврологии. Большое внимание уделяется ранней диагностике аутизма. Основу диагностики этого своеобразного отклонения в развитии составля­ют следующие группы основных признаков: нарушение контактов с окружающими, специфические речевые и эмоциональные откло­нения, общие специфические отклонения в психомоторном разви­тии. Характерной особенностью развития ребенка при аутизме является неравномерность развития в целом, а также отдельных психомоторных функций.

Одним из первых признаков аутизма является отсутствие зри­тельного контакта, «толчкообразный» взгляд, преобладание пери­ферического зрения над центральным при сохранности зритель­ной функции как таковой. Отмечаются также особенности и слу­хового восприятия: малыш не реагирует на речевое общение с ним, хотя слух его является нормальным.

Кроме того, на первом году жизни обращают на себя внимание нарушения жизненно важных функций при отсутствии явных со­матических и неврологических расстройств. Так, уже с первых ме­сяцев жизни может возникнуть проблема с кормлением за счет не­достаточной координации сосательных и глотательных движений, очень рано ребенок начинает отказываться от груди, в дальнейшем он плохо жует, долго держит пищу во рту, крайне избирателен в еде, отказывается от всех новых видов пищи; у него также выраже­ны нарушения сна, с большим трудом формируются навыки опрят­ности. Но больше всего у него нарушено эмоционально-личност­ное развитие. Важным критерием ранней диагностики аутизма является нарушение довербального коммуникативного поведения.

Умственные способности детей, страдающих аутизмом, могут быть различными.







Рис. 21. Ребенок с синдромом ломкой Х-хромосомой и аутизмом



В одних слу­чаях интеллект сохранен, но раз­вит негармонично, в других — отмечается умственная отста­лость, и, наконец, среди таких детей встречаются одаренные. Однако во всех случаях, как это уже подчеркивалось выше, име­ет место своеобразная неравно­мерность их психомоторного раз­вития.

Аутизм возникает под влияни­ем различных причин. Но во всех случаях ведущее значение имеет наследственная предрасположен­ность к подобной своеобразной форме аномального развития. Аутизм наблюдается во всех со­циальных классах и этнических группах. Его средняя частота 1:10000 с явным преобладанием лиц мужского пола (4 мальчика и 1 девочка).

При воспитании детей с аутизмом родители должны быть пси­хотерапевтами, действующими совместно с педагогом, .психологом и врачом.

Отдельные проявления аутизма могут наблюдаться у различ­ных категорий детей с отклонениями в развитии. Например, возможно сочетание аутизма с болезнью Дауна, фенилкетонурией и другими формами умственной отсталости. Особый интерес в этом плане представляет наличие аутистических форм поведения при так называемой Х-сцепленной умственной отста­лости и в первую очередь при синдроме ломкой Х-хромосомы (см. рис. 21).

Интенсивные исследования, проводимые в последние годы во многих странах, показали высокую частоту этого заболевания, сопоставимую лишь с частотой болезни Дауна — самой распростра­ненной формой умственной отсталости. По данным зарубежных авторов, его частота среди умственно отсталых мальчиков состав­ляет 1,9—5,9%. В среднем в общей популяции частота этого забо­левания составляет 1:1350 среди мальчиков и 1:2033 среди дево­чек, или 1:1634 среди детей обоего пола.

Раннее выявление детей с ломкой Х-хромосомой имеет важ­ное значение для своевременной психолого-педагогической коррекционной работы и лечения. В связи с этим специалистам и роди­телям важно знать ранние признаки этого заболевания.

Характерными признаками данного заболевания являются нормальные или превышающие норму вес и длина при рождении в сочетании с некоторым увеличением окружности головы; обычно это блондины со светлыми глазами. У них удлиненное лицо, высо­кий лоб, уплощенная средняя часть лица и некоторое увеличение нижней челюсти (см. рис. 22).







Рис. 22. Внешний вид детей с синдромом ломкой Х-хромосомой



Отмечается повышенная часто­та подслизистых расщелин нёба или язычка. Обращают на себя внимание большие оттопыренные уши, деформации зубов, несколь­ко увеличенные кисти рук, повышенная подвижность суставов и растяжимость кожи. У некоторых мальчиков уже при рождении можно отметить увеличение размеров яичек при нормально разви­том половом члене.

Ранняя диагностика этой формы умственной отсталости имеет важное значение для своевременного проведения лечебно-коррекционных мероприятий и для медико-генетического консультирова­ния семьи, что позволяет предупредить дальнейшее рождение де­тей с данным заболеванием. Однако отсутствие выраженных врож­денных пороков развития при этом синдроме затрудняет его ран­нюю диагностику. Поэтому для диагностики заболевания большое значение имеет раннее выявление специфических отклонений в физическом, психомоторном и речевом развитии.

При этом к характерным признакам относятся следующие.

1. Тенденция к более интенсивному внутриутробному росту плода и ускоренному физическому развитию в первые годы жизни в сочетании с выраженным отставанием в моторном, умственном и речевом развитии.

2. Среди отставании в развитии различных моторных навыков особенно обращает на себя внимание нерезко выраженная задерж­ка в развитии сидения и самостоятельной ходьбы.

3. Одним из наиболее характерных признаков является отстава­ние в развитии речи. Часто это первая жалоба, с которой родите­ли обращаются к врачу. Первые слова у этих детей появляются в среднем к 2—2,5 годам, фразовая речь формируется после 3,5 лет.

На протяжении всего дошкольного периода обращает на себя внимание выраженное нарушение звукопроизношения. Кроме того, у некоторых детей отмечаются грубый голос, тенденция к повторению отдельных звуков, слогов, слов; иногда имеют место призна­ки своеобразного заикания.

4. Интеллектуальная недостаточность различной степени выра­женности сочетается с нарушениями внимания, памяти, поведения.

Кроме того, у детей даже при нерезко выраженной интеллек­туальной недостаточности с большим трудом формируется право-левая ориентация, задержано развитие пространственных пред­ставлений, конструктивной деятельности. В дальнейшем эти дети с трудом овладевают навыками счета и письма.

5. Для детей типичны нарушения поведения в виде двигатель­ной расторможенности, импульсивности. Кроме того, их поведение иногда напоминает аутистическое: они, как и дети с РДА, избега­ют глазного контакта, производят различные стереотипные дви­жения руками в виде потряхиваний, похлопываний, испытывают страхи и т. п. Однако структура их эмоциональной сферы качест­венно иная, чем у детей с аутизмом. Дифференциальный диагноз этих заболеваний осуществляется детским психиатром.



^ КОРРЕКЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



Что такое коррекционное воспитание



Сущность коррекционного воспитания состоит в формирова­нии" психических функций ребенка и обогащении его практическо­го опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений ре­чи, моторики, сенсорных функций, поведения и др.

Коррекционное воспитание направлено на предупреждение и коррекцию аномалий психического развития, подготовку ребенка к обучению и жизни в обществе.

Оно предполагает сочетание педагогических и лечебных меро­приятий, а также учет специфики аномального развития и возраст­ных особенностей ребенка.

В каждом случае важно оценить не только степень отставания в развитии по сравнению с возрастными нормами, но и учесть ка­чественные особенности этого отставания, клинический диагноз, а также потенциальные возможности развития.

Решающим фактором, от которого зависит положительная ди­намика психомоторного развития, выступают адекватные условия воспитания в семье и раннее начало комплексных лечебно-коррекционных и коррекционно-педагогических мероприятий.

Коррекционное воспитание предполагает как преодоление имею­щихся отклонений в развитии, так и предупреждение возможных нарушений, связанных с перенапряжением нервной системы ребен­ка, а также различных психических травм, приводящих к возник­новению особых болезненных состояний нервной системы — невро­зов. Чем младше ребенок, тем менее значительные раздражите­ли могут привести к психической травме. Для ребенка раннего возраста это могут быть незнакомые предметы и резкие звуки (гром, гудок автомобиля, лай собаки и т. п.). Особенно тяжелой травмирующей ситуацией является отрыв от родителей вследствие помещения в больницу, ясли или детский сад. У детей с поражением центральной нервной системы психические травмы могут оказы­вать острое неблагоприятное влияние на весь организм: отрица­тельные переживания сочетаются с повышением температуры, рез­ким побледнением или покраснением кожных покровов, наруше­нием сердечной деятельности, рвотой и т. п. В особо тяжелых слу­чаях такие состояния могут представлять угрозу для жизни ребен­ка. Результатом психической травмы может быть утрата сформи­рованных навыков, например навыка опрятности, возникновение мутизма (активного отказа от речевого общения) с последующим развитием заикания и т. п. Кроме того, у ребенка могут появить­ся страхи. Некоторые дети с отклонениями в развитии особенно склонны к образованию страхов. Это прежде всего дети с аутиз­мом, детским церебральным параличом, дефектами зрения.

Система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение отклонений в развитии у детей ран­него возраста, которые еще не адаптированы к социальной среде, носит название абилитации. Об абилитации говорят в тех случаях, когда отклонение в развитии возникло в раннем детстве за счет внутриутробного или перинатального поражения мозга.

Коррекционное воспитание включает ряд специальных абили-тационных мероприятий. При этом учитываются резервные воз­можности мозга и пораженных анализаторов, а также сензитивные периоды развития.



Воспитание ребенка с нарушениями речи



Дети с отставанием в развитии речи нуждаются в особом под­ходе. В первые годы жизни любое отклонение в развитии проявля­ется прежде всего в речевом отставании. Исключение могут состав­лять лишь некоторые дети с гидроцефалией, у которых достаточ­но рано формируется способность повторять слова и предложе­ния. Однако и эти дети нуждаются в специальных коррекционных занятиях, направленных прежде всего на развитие смысловой стороны речи.

Речь является основой формирования социальных связей ре­бенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают дополнительные проблемы, свя­занные с общением.

У детей с отклонениями в развитии, которые в первые годы своей жизни находятся в специальных лечебных учреждениях, отставание в развитии речи особенно выражено по сравнению с теми детьми, которые воспитываются дома. То есть само пребыва­ние малыша в домашних условиях является благоприятным факто­ром для развития его речи. Однако этот фактор действует лишь в том случае, если родители, особенно мать, уделяют достаточно вни­мания речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является фор­мирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу надо прежде всего ощутить реальное преимущество речевого об­щения с окружающими. Например, если малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки, он тянет к ней руки, стремится криком привлечь ее внимание и, наконец, ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово «неси»,— мать тут же берет его на руки.

Такие же ситуации возникают при манипуляциях с игрушка­ми, когда ребенок связывает произнесение первых слов или звуко­сочетаний со значимыми для него действиями или предметами.

Практически каждый ребенок с отклонениями в развитии, за исключением детей с тяжелыми нарушениями речи и слуха, может научиться говорить первые слова с помощью матери. Но для этого матери полезно получать консультации у специалиста — логопеда или дефектолога, а также придерживаться нескольких основных общих правил. Прежде всего, не следует немедленно удовлетворять каждое желание ребенка, надо давать ему возможность выражать свою просьбу любыми доступными ему речевыми средствами. При этом нельзя заставлять ребенка ожидать слишком долго; мать мо­жет сама произнести нужное слово, а затем делается небольшая пауза, пока ребенок сам не повторит это слово.

Как только ребенок произнес нужное слово, мать награждает его радостной улыбкой и выполняет просьбу. Если не удается сра­зу добиться успеха, следует повторять указанный прием изо дня в день.

Обучение ребенка с отклонениями в развитии требует очень большого терпения от родителей, и это прежде всего относится к стимуляции его речи. Речь ребенка можно стимулировать посред­ством подражания звукам. Во время таких игровых занятий важ­но, чтобы выражение лица матери, ее улыбка, голос вызывали у малыша положительные эмоции и он бы испытывал радость от об­щения с нею. Если же мать озабочена или огорчена, успех занятий может быть невелик. Неудача в свою очередь еще больше расстраи­вает мать, усиливает у нее чувство безнадежности; естественно, в этом случае занятия с ребенком малоэффективны.

Речь играет главную роль в регуляции поведения. Словесная регуляция поведения у здорового малыша начинает развиваться очень рано, уже в первые 2—3 года жизни. У ребенка с отклоне­ниями в развитии ее формирование значительно задержано. Та­кой ребенок игнорирует речевые обращения и инструкции взросло­го, в связи с чем его деятельность хаотична и не организована.

Здоровый малыш уже в возрасте 7 месяцев поворачивается на голос матери, смотрит ей в глаза, узнает голоса других близких, а к 9 месяцам отвечает действием на словесные инструкции.

Многие дети с отклонениями развития длительное время не реа­гируют на голос матери и тем более на речевую инструкцию. В свя­зи с этим нередко создается впечатление, что ребенок не слышит. Однако специальное обследование выявляет у него сохранность слуха.

Следует иметь в виду, что многие словесные инструкции могут быть просто не понятны ребенку с отклонениями в развитии. Поэто­му мать должна прежде всего научиться правильно давать инструк­ции своему ребенку: говорить громко, четко и твердо, сопровождая вначале свою речь жестом. Все инструкции должны быть макси­мально конкретны и основываться на имеющихся у ребенка знани­ях и представлениях. Выполнение инструкции надо всегда поощрять.

Многие дети с отклонениями в развитии, как правило, очень восприимчивы к ритму, музыке, пантомиме. Поэтому для разви­тия речи очень полезны специальные игры по звукоподражанию. Например, раскачивая малыша на колене, как на лошадке, повто­ряют вместе с ним: «Но-но-но!»; или играют в машину и произно­сят: «Би-би-би».

Однако такие занятия представляют собой лишь подготови­тельный этап к обучению ребенка речи. При обучении речи важно, чтобы ребенок усвоил значение слов. Для детей с отставанием в умственном развитии это обучение должно быть максимально кон­кретным и наглядным. Значения слов такой ребенок может усвоить в том случае, если в процессе называния предмета он видит и ощу­пывает его, производит с ним какие-либо действия. Постепенно ребенок должен научиться понимать назначение предмета, обозна­чаемого определенным словом.

Только после этого конкретно-наглядного этапа обучения у ре­бенка развивают простые обобщения. Например, он учится пони­мать, что слово «чашка» обозначает не только конкретный пред­мет — его собственную чашку, но и любую другую чашку. Он знает, что этот предмет может быть большим, маленьким, легким, тяже­лым, красным, синим, но это все равно чашка, и предназначена она для того, чтобы пить. Затем аналогично формируют обобщающие по­нятия: «посуда», «игрушки», «одежда» и т. п.

Многие дети с отклонениями в развитии имеют неплохую память. Они могут повторять многие услышанные слова, но не понимать их смысла. Ни в коем случае не следует стимулировать и поощрять ребенка к бессмысленному повторению слов.

Дети с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппа­рата нуждаются в особых методах обучения и воспитания. Эти дефекты могут выступать как основные и являются главной при­чиной нарушения психического развития ребенка. Кроме того, они могут сочетаться с умственной отсталостью, а также с описанны­ми выше аномалиями развития. Во всех случаях очень важно, чтобы они были как можно раньше выявлены и ребенок получил бы весь комплекс лечебно-коррекционных мероприятий, а также правиль­ное воспитание в семье.



Воспитание детей со зрительными аномалиями



Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем в настоящее время число слабовидящих значительно больше, чем тотально сле­пых.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хру­сталика глаза (катаракта). Среди различных форм преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами (в частности, обменными заболеваниями), внутриутробными инфек­циями плода. Катаракта бывает и у детей с наследственными фор­мами умственной отсталости, а также у детей, страдающих хро­мосомными заболеваниями, например болезнью Дауна.

Особой формой патологии зрения у детей, нередко приводящей к полной слепоте, является ретролентальная фиброплазия. Она развивается у недоношенных детей, которые длительное время находятся в кюветах вследствие асфиксии. Повышенное содержание кислорода в воздухе приводит к тяжелым изменениям сосудов, сетчатки, а также стекловидного тела. Заболевание можно обна­ружить уже на второй-третьей неделе после рождения путем об­следования глазного дна. Для предупреждения этой формы пато­логии органа зрения акушеры и микропедиатры должны тщательно следить за концентрацией кислорода в воздухе кислородной па­латы.

Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва. Наиболее часто пато­логия зрительного нерва является следствием общих заболеваний, особенно центральной нервной системы. В детском возрасте вы­явление заболеваний зрительного нерва, особенно односторонних, затруднено, так как ребенок может не осознавать этого дефекта. Поэтому родителям следует быть особенно внимательными к детям раннего возраста и прежде всего к детям, страдающим гидроцефалией. При прогрессирующей гидроцефалии может развиваться отек зрительного нерва, что при отсутствии лечебных мероприя­тий вызывает его атрофию и приводит к слепоте. Поэтому, если у ребенка имеются признаки прогрессирующей гидроцефалии, если он перенес тяжелую родовую травму, нейроинфекцию или если у него наблюдаются различные деформации черепа типа «башенно­го» черепа, необходимо обследование глазного дна. В таком обсле­довании нуждаются также дети с наследственными заболеваниями нервной системы.

Одной из частых проблем, беспокоящей родителей детей с от­клонениями в развитии, является косоглазие. Оно представляет собой не только недостаток внешности. При косоглазии часто нару­шается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т. е. возможность одновременно воспринимать обоими глазами все особенности предмета. Бинокулярное зрение имеет важное значение в психическом развитии ребенка.

Различают две основные формы косоглазия — содружественное и паралитическое. От истинного косоглазия следует отличать мни­мое, или кажущееся, косоглазие. Ложное впечатление о наличии косоглазия может создаваться, если у ребенка имеет место асим­метрия лица и глазниц. Для разграничения истинного и мнимого косоглазия необходимо обследование врача — невропатолога и окулиста.

Истинное косоглазие часто сочетается со снижением остроты зрения.

Выделяют две формы содружественного косоглазия: сходящееся и расходящееся. Наиболее частой причиной содружественного косоглазия являются поражения центральной нервной системы.

При наличии у ребенка косоглазия необходимо определение остроты зрения каждого глаза и обоих глаз вместе, без коррекции и с коррекцией, обследование глазного дна, а также в ряде слу­чаев требуются и специальные электрофизиологические исследова­ния органа зрения.

В настоящее время разработаны разнообразные методы ле­чения косоглазия, включающие как специальные тренировочные упражнения, назначение очков, так и хирургические методы, а так­же лазерное лечение. Во всех случаях лечение проводится дифференцированно по назначению и под наблюдением врача-окулиста.

Для детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья начиная с само­го раннего возраста. Родителям следует знать, что любое общее заболевание и в первую очередь детские инфекции (корь, скарла­тина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаз, что способствует появлению косоглазия. Во время этих заболеваний следует избегать зрительной нагруз­ки, не разрешать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть телевизор.

При наличии у ребенка глазной патологии проводится также комплексное медикаментозное лечение, направленное главным обра­зом на улучшение питания сетчатки и стимулирование ее функции. Применяются комплексы витаминов, АТФ, алоэ, сосудорасширяю­щие и другие препараты.

Для предупреждения тяжелых дефектов зрения, связанных с недоразвитием зрительных центров коры головного мозга, важ­ное значение имеет раннее лечение, включая по показаниям и хи­рургическое, а также комплекс коррекционно-воспитательных меро­приятий, проводимых в семье.

Родителям ребенка, страдающего дефектами зрения, необходимо четко представлять себе характер зрительного нарушения, степень снижения зрения, состояние интеллекта. Естественно, что психи­ческое развитие ребенка протекает различно в зависимости от того, является ли он слепым или слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. С самого раннего возраста необходимо активизировать функциони­рование всех сохранных анализаторов, а также постоянно сти­мулировать остаточное зрение.

Для психического развития ребенка с дефектами зрения решаю­щее значение имеет организация его активной, самостоятельной деятельности, способствующей познанию окружающего мира. Для этого необходимо развитие процессов предметного восприятия на основе двигательно-кинестетических ощущений, речи, памяти, т. е. в основе развития на первом этапе работы лежит комплексный характер восприятия окружающего.

Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имею­щим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический кон­такт. Надо чаще брать его на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одно­временно называя их и объясняя их назначение. Важно научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких для него людей, развивать у него эмоциональные привязанности.

Особое значение имеет развитие моторики, ручных игровых действий со звучащими игрушками. Слепого и слабовидящего ре­бенка необходимо специально обучать действиям с предметами и игрушками. Игрушки подбираются с учетом возможности их исполь­зования. В настоящее время разработаны специальные приемы воспитания слепых детей раннего возраста в семье.



Воспитание детей с нарушениями слуха



В особом подходе и методах воспитания нуждаются дети с нару­шениями слуха. Нарушения слуха в детском возрасте являются довольно частым дефектом (примерно 16—17 случаев на 1000 че­ловек населения).

Нарушения слуха в зависимости от поражения различных участ­ков слуховой системы делятся на две группы: кондуктивные, обу­словленные нарушением проведения звука в наружном или среднем ухе, и перцептивные, при которых нарушено восприятие слухового сигнала. Перцептивные нарушения могут быть связаны как с пора­жением внутреннего уха, слухового нерва, его ядер, так и слуховых зон коры головного мозга.

По степени снижения слуха различают глухих и слабослыша­щих детей. К глухим относятся дети с порогом восприятия выше 80 децибелов.

Для нормального психического развития глухого и слабослыша­щего ребенка ведущее значение имеет раннее (желательно в пер­вые месяцы жизни) начало коррекционной работы, направленной на стимуляцию и развитие слухового восприятия, с использова­нием сурдологической техники в сочетании с развитием речи. В обу­чении используется как стимуляция дефектного слухового анализа­тора, так и подключение сохранных: зрительного, тактильного, двигательного. Особое значение придается раннему включению ре­чи в общение ребенка с окружающими, что открывает перед ним возможности участия в коллективных видах деятельности.

Для детей с дефектами слуха очень большое значение имеет правильное семейное воспитание. Родители должны больше разговаривать со своим ребенком, находясь в поле его зрения. Гово­рить следует громко, выразительно, сопровождая речь активной жестикуляцией, привлекая внимание ребенка к артикуляции го­ворящего.



Воспитание детей с моторными нарушениями



В особом подходе нуждаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Среди них основную группу составляют дети с церебральными параличами.

Детский церебральный паралич обусловлен поражением двига­тельных зон и проводящих путей головного мозга, поэтому у этих детей наряду с двигательными обычно наблюдаются и речедвигательные расстройства, а также отклонения психического развития.

Степень выраженности и характер проявлений двигательных нарушений различны. При одних формах заболевания больше страдают ноги, при других — руки; недостаточность движений мо­жет проявляться на одной стороне тела.

Двигательная недостаточность может быть обусловлена нару­шениями равновесия и координации движений или насильствен­ными движениями — гиперкинезами, которые как бы блокируют возможность выполнения произвольных движений. Некоторые дети с церебральным параличом оказываются не в состоянии овладеть навыками ходьбы, самообслуживания, у других наблюдаются бо­лее легкие формы заболевания. Однако и они, передвигаясь са­мостоятельно, испытывают затруднения в развитии целенаправ­ленных, практических действий.

У многих детей имеется сочетание различных форм двигатель­ных нарушений.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с цере­бральными параличами могут быть нарушения эмоционально-во­левой сферы, поведения, умственного развития. Психическое раз­витие ребенка с церебральным параличом отличается неравно­мерностью: одни психические функции могут развиваться соответ­ственно возрасту, другие — значительно отстают.

Для большинства детей с церебральным параличом характер­но отставание речевого развития. Это связано как с характером самого заболевания, так нередко и с ошибками родителей. Речь развивается только в процессе общения и совместной деятель­ности, а деятельность ребенка с церебральным параличом ограни­чена двигательной недостаточностью. Контакты же со сверстника­ми и окружающими нередко ограничивают сами родители из-за опасения, что малыш может заболеть, а иногда и из-за ложного стыда. Кроме того, если родители стремятся предугадать все же­лания ребенка, они тем самым препятствуют формированию моти­вации к речевому общению.

Важное значение для развития речи у ребенка имеет овладе­ние ходьбой и манипулятивной деятельностью. Неправильное И за­поздалое формирование этих функций у детей с церебральным па­раличом также является одной из причин позднего развития у них речи.

Кроме того, нарушения слуха, которые наиболее характерны для детей с насильственными движениями, также определяют на­рушения речевого развития.



Ранняя стимуляция речевого развития при ДЦП



У детей с церебральными параличами отставание в развитии речевого общения часто является следствием нарушений речевой моторики. К этим нарушениям относятся ограниченная подвиж­ность мышц языка и губ, насильственные движения, затрудняю­щие звукопроизношение, расстройства дыхания и голосообразования. У многих детей с церебральным параличом рот полуоткрыт, усилено слюнотечение, наблюдаются затруднения при жевании, иногда при кусании, глотании, питье из чашки и т. п.

Нарушения звукопроизношения усиливаются за счет общих двигательных расстройств. Так, при ярко выраженных насиль­ственных движениях в конечностях усугубляются насильственные движения в мышцах лица и языка, голосового и дыхательного аппарата. При общем повышении мышечного тонуса возникает и напряжение мышц речевого аппарата.

Стимуляция речевого развития у детей раннего возраста с це­ребральным параличом имеет специфические особенности. Прежде всего она тесно взаимосвязана с развитием предметной и игровой деятельности. Ребенка учат умению манипулировать предметами и игрушками, поскольку овладение действиями стимулирует и пред­варяет усвоение значений слов. При проведении этих занятий осо­бенно важен учет двигательных возможностей ребенка. Перед про­ведением игр-занятий ребенку делают массаж, артикуляционную и дыхательную гимнастику, активизируют внимание, восприятие и произнесение доступных ему звуков, звукосочетаний или простых слов. Массаж и артикуляционная гимнастика зависят от характе­ра поражения артикуляционной моторики. По особенностям их проведения родителям следует получить консультацию у детского невропатолога или логопеда.

Далее мать показывает малышу игрушки, выполняет с ними определенные действия, сопровождая их слонами и предложе­ниями. Затем она подключает к игре ребенка и играет вместе с ним, обучая его при этом различным умениям: надевать и снимать коль­ца с пирамиды, строить дома из кубиков и других деталей, катать шарики и складывать их в коробки, раскладывать предметы по цвету и т. п.

Взрослый показывает и кратко комментирует свои действия. Таким образом у ребенка накапливаются речевые впечатления и развивается способность подражать действиям и речи окружаю­щих. Не следует принуждать к речи и торопить с ответом детей, особенно находящихся на начальных этапах речевого развития. Инструкции типа «скажи», «повтори» могут вызвать у них повы­шение мышечного тонуса, усиление насильственных движений, что резко затруднит произвольное подключение голоса. В дальнейшем э
Просмотров: 4075 | Добавил: wallibley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0