Пятница, 10.05.2024, 15:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » 2013 » Декабрь » 28 » Умственная отсталость :: Умственная отсталость классификация
19:31
Умственная отсталость :: Умственная отсталость классификация

Умственная отсталость

Умственная отсталость - состояние, обусловленное врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

Этиологические факторы:

Недоразвитие интеллекта может быть следствием влияния многих факторов, нарушающих развитие и созревание мозга. Только среди экзогенных вредностей известно более 400 агентов, действие которых во время беременности способно нарушить процессы эмбриогенеза. Наряду с ними существуют патогенные факторы перинатального и раннего постнатального периодов - гипоксия, нейроинфекции, различные соматические заболевания ( особенно первых месяцев жизни) и др. Особенно важную роль в развитии умственной отсталости играют наследственные факторы, различные как по механизмам действия, так и по характеру проявления наследственной патологии. Наконец, на возникновение психического недоразвития влияет дефицит сенсорной стимуляции в раннем возрасте, т.е. психическая депривация.

Классификация умственной отсталости в соответствии с критериями МКБ-10

Легкая умственная отсталость

Коэффициент умственного развития в диапазоне 50-69 ед. Приобретение речевых навыков происходит с небольшой задержкой, но несмотря на это в дошкольном возрасте дети мало отличаются от сверстников. Проблемы возникают в период обучения в школе. Большинство при обучении в специализированных школах по специально разработанным программам в состоянии овладеть навыками чтения, письма, счета, а в дальнейшем приобрести трудовые навыки, не требующие высокой квалификации. Как правило, в социально-культуральной среде, не предъявляющей особых требований к абстрактно-логическому уровню и не требующей принятия самостоятельных решений в динамичной, меняющейся жизни, лица с легкой умственной отсталостью вполне компенсированы.

Умеренная умственная отсталость

Коэффициент умственного развития в диапазоне 35-49 ед. С раннего детства дети отстают в психоречевом развитии, в связи с чем нарушение адаптации проявляется уже в дошкольном возрасте. Уровень речевого развития позволяет поддерживать социальные контакты или по крайней мере сообщать о своих нуждах. Навыками самообслуживания в полном объеме не овладевают. Нуждаются на протяжении жизни в контроле и уходе со стороны интеллектуально полноценных лиц.

Тяжелая умственная отсталость

Коэффициент умственного развития в пределах 20-34.Уровень речевого развития позволяет лишь сообщать о своих нуждах. К развернутому речевому высказыванию не способны. Владеют лишь элементарными навыками самообслуживания. В быту беспомощны, нуждаются в контроле и уходе.

Глубокая умственная отсталость

Речь отсутствует или состоит из отдельных слов, часто нет понимания обращенной к ним речи. Они не владеют даже простыми навыками самообслуживания, неопрятны, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Предоставленные само себе остаются неподвижными или находятся в монотонном бессмысленном возбуждении (раскачиваются, совершают стереотипные движения).

Лечение.

Выделяют специфическое и симптоматическое лечение умственной отсталости.

Специфическое лечение возможно при некоторых формах умственной отсталости с установленной этиологией и патогенезом (энзимопатии (например: фенилкетонурия), эндокринопатии (например: врожденный гипотиреоз), внутриутробные инфекции (например: токсоплазмоз). Неспецифическое лечение в первую очередь направлено на активацию интеллектуальных и мнестических функций, повышение способности к обучению. С этой целью используются ноотропные препараты различных групп (ГАМК-, глутамат-, пептидергические и другие) Стимуляция психического развития наиболее отчетливо проявляется при незаконченном морфофункциональном развитии мозга. в первую очередь, асоциативных зон мозговой коры, территория которых наиболее интенсивно увеличивается в возрасте 2 – 3,5 лет. Поэтому использование ноотропных средств в младшем дошкольном возрасте в известной мере способствует ускорению психического развития, стимулирует аналитико-синтетическую и психомоторную деятельность. В старшем дошкольном и школьном возрасте использование ноотропов направлено на повышение «предпосылок» интеллекта (памяти, внимания, работоспособности) и редукцию осложняющей симптоматики. Наиболее отчетливый эффект наблюдается при экзогенно-органической умственной отсталости, в то время как при наследственных формах терапевтический эффект от использования ноотропных средств весьма незначителен.

Значительная, а при семейной недифференцированной форме основная роль в коррекции умственной отсталости принадлежит психолого-педагогическим мероприятиям. Программа обучения должна быть адекватна познавательным способностям детей, учитывать особенности их восприятия учебного материала. Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться с учетом индивидуальных психологических и психопатологических особенностей. Необходима семейная психотерапия, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений, снятие эмоционального напряжения у матерей и отцов. Необходимы занятия с психологом умственно отсталых любого возраста при возникновении проблемных ситуаций.



Источник: www.rrcdetstvo.ru
Просмотров: 573 | Добавил: wallibley | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0